Такая возможность открылась для перевозчиков с 6 сентября.
До этого транспортировать через Россию санкционные товары можно было только автомобильным и ж/д транспортом.
Список санкционных товаров был составлен ещё в 2014 году, когда Россия ввела ряд ответных мер после наложения на неё санкций. С тех пор ввоз на территорию РФ санкционных товаров полностью запрещён.
Исключение – только те случаи, когда такой груз проследует через неё транзитом, причём товар не только не будет выгружен, но и грузовой отсек не будет вскрыт.
Единственным вариантом для такого транзита является наложение специальных пломб на каждый контейнер. Этим занимается ООО «Центр развития цифровых платформ».
Процедура происходит на таможне: все контейнеры пломбируются на въезде, на выезде пломбы снимаются. Их наложение, снятие, а также суточная аренда также обходятся недёшево: около 2000-2500 рублей.
Однако альтернативных вариантов просто нет. На протяжении всего пути следования электронная пломба отслеживает не только целостность контейнера, но и чёткое следование транспортного средства по согласованному маршруту.
Какие морские порты станут доступны для санкционных товаров?
Это всего три порта:
Большой порт Санкт-Петербурга.
Порт «Восточный» и порт «Владивостокский» (дальневосточные).
Несмотря на то, что портов всего три, они являются ключевыми.
Например, «Восточный» и «Санкт-Петербургский» находятся на торговом пути из ЕС в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
А порт «Владивосток» – промежуточный пункт на пути из США в Моноголию и Центральную Азию.
Таким образом, открытие трёх портов для санкционных грузов значительно упростит их ввоз на территорию РФ, а также ускорит и удешевит его.
В то же время, транзит грузов по территории РФ всё равно возможен только с помощью автомобильного и железнодорожного транспорта. Через морские порты может осуществляться исключительно ввоз.
Планируется, что включение морских портов в логистическую цепочку для санкционных товаров увеличит их объём на 8.5%.
Это примерно 82 тысячи контейнеров в год.
«Открытие портов добавит к общему объему транзитных перевозок еще более 10 тыс. TEU с перспективой ежегодного роста — объем перевозок по традиционному маршруту Deep Sea через Суэцкий канал ежегодно составляет около 22 млн. TEU в год. Часть этих грузов пойдет через российские порты», – отмечает Центр развития цифровых платформ.