Согласно статистике, рынок контейнерных перевозок за 2020 год сократился на 0.8%. Это меньше, чем среднее падение по рынку, которое составило 1.2%.
Такие данные были получены благодаря анализу самых основных операторов портовых контейнерных терминалов (всего 21 компания).
В настоящее время эти компании контролируют практически половину рынка (49%).
Для сравнения: в 2015 году этот показатель составлял 45.6%.
Таким образом, мы наблюдаем процесс постепенного увеличения на рынке доли крупных компаний, вытесняющих с него остальных игроков.
Значительный рост своего участия в мировых контейнерных перевозках смогла продемонстрировать корпорация из КНР China Merchants Ports: её оборот вырос сразу на 13.4%.
Будут ли развиваться дальше контейнерные перевозки?
По прогнозам экспертов, в ближайшие несколько лет можно ожидать дополнительного развития этой индустрии.
По мнению консалтинговой компании Drewry, каждый год общая мощность контейнерных портов будет расти на 2.5%, как минимум до 2025 года.
В этом случае она может достигнуть спустя 4 года показателя в 1.3 млн TEU (двадцатифутовых контейнеров) в год.
При этом, скорее всего, будет расти и спрос на контейнерные грузоперевозки по морю.
Специалисты ожидают, что он продолжит повышаться достаточно быстрыми темпами: примерно по 5% в год.
Логичным образом это вызовет и увеличение загрузки морских терминалов, которые обеспечивают контейнерные перевозки.
Предполагается, что уже в ближайшие годы загрузка таких терминалов возрастёт с 67% до 75%.
При этом компания Drewry предупреждает об опасности дальнейшей загрузки терминалов. Чтобы такой уровень загрузки не приводил к очередям и заторам при проведении погрузочно-разгрузочных работ, работа терминалов должна быть идеально продумана и отлажена.
Но этого, к сожалению, в настоящее время наблюдать не приходится: во многих портах сегодня происходит нарушение поставочных цепочек. При одновременно росте нагрузки на терминалы это действительно может стать источником больших проблем в недалёком уже будущем.
Именно поэтому, по мнению ведущих аналитиков компании Drewry, сегодня уже пора внедрять те технологии, которые могли бы упорядочить и ускорить процесс прохождения грузов через терминал.
На помощь вполне могут прийти цифровые технологии, например блокчейн.
Несмотря на то, что это предполагает затраты, рентабельность подобных вложений может оказаться высокой, поскольку у операторов терминалов возрастёт пропускная способность и повысятся объёмы перевалки – в то время как дополнительных мощностей и активов, не считая затрат на цифровизацию, привлекать не придётся.