Сложившаяся ситуация может привести к срыву поставок для предприятий и поднятием цен на соль.
Последний раз соледобывающие предприятия столкнулись с подобной проблемой в 2016-2017 годах: снятие с линий старого парка повысило цены на транспортировку и привело к накоплению неотправленной продукции.
Проблема вроде как разрешилась к 2019 году, но уже в 2019-2020 годах спрос на вагоны у операторов значительно сократился. Это было связано и со снижением погрузки угля, и с выпуском новых вагонов, и, конечно, пандемией.
Часть парка была отправлена в отстой, а ремонтные работы были сокращены.
Во втором квартале 2021 года спрос на полувагоны резко возрос – возник дефицит.
У крупнейшего производителя соли, оренбургского предприятия «Руссоль», ежемесячная потребность составляет около 4.5 тысяч полувагонов в месяц. По факту гарантируют 2.5 тысячи единиц.
Уже остановлены несколько площадок, под угрозой график поставок контрагентам.
Чтобы исполнить договорные обязательства, предприятия переводят часть отгрузок на автомобильный транспорт.
Соледобывающих предприятий в стране немного, и, как правило, они располагаются в удаленных районах.
А большая часть себестоимости соли складывается именно из расходов на логистику: автоперевозки обходятся значительно дороже, соответственно, и себестоимость становится выше.
«Руспродсоюз» обратился к министру транспорта Виталию Савельеву с просьбой вмешаться и решить возникшую проблему.
Операторы стараются восстановить отставленный парк вагонов и планируют в ближайшее время вернуть на рынок до 20 тысяч полувагонов.
Но, по мнению «Руспродсоюза», сегодняшняя ситуация не столько обоснована рыночными факторами, сколько стремлением операторов увеличить свою доходность.