Объединенная зерновая компания (ОЗК): планы по развитию биржевой торговли, модернизация терминалов, запуск маршрутных перевозок зерна

Сделанные шаги и перспективы компании.

Подключившись к вопросу формирования прозрачных и понятных правил формирования ценовых индикаторов, в конце прошлого года ОЗК начала проводить электронные торги зерном. Следующий шаг – развитие биржевой торговли.

Электронные торги проходили в формате аукциона по закупке пшеницы на базисе СРТ Новороссийск. Организатором аукциона стало подразделение группы ОЗК – ООО «ОЗК-Юг».

Итогом аукционов, проведенных с 1 декабря 2020 года по 19 марта 2021 года, стало заключение договоров почти на 2.3 млрд. рублей.

Проведение торгов в таком формате показало ряд очевидных преимуществ: это и надежность организаторов, и невмешательство в ценообразование со стороны, и прохождение торгов в автоматическом режиме.

Следующий закономерный шаг – переход к биржевым торгам.

На прошедшем в июне петербургском экономическом форуме было подписано соглашение с «Московской биржей», организатором биржевых торгов станет НТБ.

Правила проведения и организации торгов уже согласованы, в скором времени планируется их старт.

Одновременно компания продолжает развитие портовой инфраструктуры, в частности, крупнейшего актива ОЗК Новороссийского комбината хлебопродуктов.

Планируется строительство новой пристани и зерновой галереи, которые дадут возможность увеличить суммарную мощность перевалки терминалов более, чем в полтора раза.

Модернизация НКХП, в частности, реконструкция железнодорожных путей парка «Верхний», направлена, в первую очередь, на организацию приемки маршрутных составов, необходимость перевозки которыми становится все актуальнее.

Вопрос маршрутиризации железнодорожных перевозок стоял очень давно.

Основная проблема, которая возникала при отправлении зерна железнодорожными вагонами – дороговизна логистики.

Вагоны с зерном отгружаются с огромного количества станций, но в небольшом количестве. В результате практически 2/3 времени доставки грузов приходится на ожидание погрузки и выгрузки вагонов.

Именно поэтому в период максимальной загрузки подвижного состава всегда не хватает. И простое увеличение количества вагонов не даст желаемого эффекта, а может привести к закупорке точек погрузки и выгрузки и увеличению нагрузки на железнодорожную сеть.

Решение этой проблемы возможно за счет формирования зерновых поездов, когда на узловом линейном элеваторе собирается такой объем зерна, из которого можно сформировать целый поезд и отправить его напрямую в порт, избежав одиночных погрузок на разных станциях.

В таком случае срок и стоимость доставки становится значительно меньше, увеличивается пропускная способность и производительность железной дороги в целом и снижается риск санкций за простой судна в случае задержек с формированием судовой партии.

Цель ОЗК – провести реконструкцию таким образом, чтобы составы напрямую попадали на НКХК, минуя станцию «Новороссийск», как это происходит сейчас, исключив накопление и отстой составов на выставочных путях станции.

Уже подписаны соглашения с рядом элеваторов, которые готовы отправлять зерновые поезда в адрес НКХП.

Первые поезда по новой схеме начнут поступать уже в этом году. В планах компании увеличение среднесуточной оборачиваемости вагонов с зерном с текущих 150-180 до 400-500.

В свою очередь, развитие системы маршрутных поездов с зерном позволит разгрузить автомобильные дороги, особенно юга России и составить конкуренцию автоперевозкам даже на коротких расстояниях.