Сделанные шаги и перспективы компании.
Подключившись к вопросу формирования прозрачных и понятных правил формирования ценовых индикаторов, в конце прошлого года ОЗК начала проводить электронные торги зерном. Следующий шаг – развитие биржевой торговли.
Электронные торги проходили в формате аукциона по закупке пшеницы на базисе СРТ Новороссийск. Организатором аукциона стало подразделение группы ОЗК – ООО «ОЗК-Юг».
Итогом аукционов, проведенных с 1 декабря 2020 года по 19 марта 2021 года, стало заключение договоров почти на 2.3 млрд. рублей.
Проведение торгов в таком формате показало ряд очевидных преимуществ: это и надежность организаторов, и невмешательство в ценообразование со стороны, и прохождение торгов в автоматическом режиме.
Следующий закономерный шаг – переход к биржевым торгам.
На прошедшем в июне петербургском экономическом форуме было подписано соглашение с «Московской биржей», организатором биржевых торгов станет НТБ.
Правила проведения и организации торгов уже согласованы, в скором времени планируется их старт.
Одновременно компания продолжает развитие портовой инфраструктуры, в частности, крупнейшего актива ОЗК Новороссийского комбината хлебопродуктов.
Планируется строительство новой пристани и зерновой галереи, которые дадут возможность увеличить суммарную мощность перевалки терминалов более, чем в полтора раза.
Модернизация НКХП, в частности, реконструкция железнодорожных путей парка «Верхний», направлена, в первую очередь, на организацию приемки маршрутных составов, необходимость перевозки которыми становится все актуальнее.
Вопрос маршрутиризации железнодорожных перевозок стоял очень давно.
Основная проблема, которая возникала при отправлении зерна железнодорожными вагонами – дороговизна логистики.
Вагоны с зерном отгружаются с огромного количества станций, но в небольшом количестве. В результате практически 2/3 времени доставки грузов приходится на ожидание погрузки и выгрузки вагонов.
Именно поэтому в период максимальной загрузки подвижного состава всегда не хватает. И простое увеличение количества вагонов не даст желаемого эффекта, а может привести к закупорке точек погрузки и выгрузки и увеличению нагрузки на железнодорожную сеть.
Решение этой проблемы возможно за счет формирования зерновых поездов, когда на узловом линейном элеваторе собирается такой объем зерна, из которого можно сформировать целый поезд и отправить его напрямую в порт, избежав одиночных погрузок на разных станциях.
В таком случае срок и стоимость доставки становится значительно меньше, увеличивается пропускная способность и производительность железной дороги в целом и снижается риск санкций за простой судна в случае задержек с формированием судовой партии.
Цель ОЗК – провести реконструкцию таким образом, чтобы составы напрямую попадали на НКХК, минуя станцию «Новороссийск», как это происходит сейчас, исключив накопление и отстой составов на выставочных путях станции.
Уже подписаны соглашения с рядом элеваторов, которые готовы отправлять зерновые поезда в адрес НКХП.
Первые поезда по новой схеме начнут поступать уже в этом году. В планах компании увеличение среднесуточной оборачиваемости вагонов с зерном с текущих 150-180 до 400-500.
В свою очередь, развитие системы маршрутных поездов с зерном позволит разгрузить автомобильные дороги, особенно юга России и составить конкуренцию автоперевозкам даже на коротких расстояниях.