В контейнерных перевозках опять глобальные сбои

На южном побережье Китая в провинции Гуандун, где расположены крупнейшие контейнерные порты, произошла вспышка коронавирусной инфекции.

С 25 по 31 мая порт Яньтянь был закрыт, а после открытия работает с 30% нагрузкой.

В результате к середине июня в портовых терминалах Яньтянь и Шэкоу в порту Шэньчжэнь и Няньша в Гуанчжоу начались перебои с обработкой грузов.

Суммарно порты Шэньчжэнь и Гуанчжоу обрабатывают около 30 млн TEU в год, являясь третьим и пятым по величине контейнерными портами в мире.

Большое количество грузов скапливается как в портах, так и за их пределами.

Отдельная проблема – это ограничение таможенных требований, которые не всегда позволяют передать груз из одного порта в другой.

При этом даже те грузы, которые можно переместить, терминалы принимают лимитировано и в очень ограниченные сроки.

Мощности многих терминалов просто не рассчитаны на увеличившийся поток товаров.

Сроки обработки грузов задерживаются примерно на неделю, и с каждым днем это время будет увеличиваться. Соответственно, растет и стоимость перевозки.

Время доставки из России в Китай и обратно выросло больше, чем на две недели.

Ситуацию осложняют и проблемы на железной дороге: загруженность по импорту и транзиту очень высокая, поэтому принимать новые грузы возможности нет – отправляются только текущие.

Возникшие перебои настолько серьезны, что эксперты сравнивают возможные последствия с блокировкой Суэцкого канала.

Скорее всего, они будут еще более значительными.

Объемы необработанных грузов в порту Яньтянь в среднем в сутки составляют 25 500 TEU.

Для сравнения: блокировка Суэцкого канала судном Ever Given в сутки затрагивала 55 000 TEU.

Но там затор удалось устранить за 6 дней, а проблемы в Яньтянь длятся уже больше двух недель, при этом ситуация ухудшается и в Няньша и Шэкоу.

Даже если в ближайшее время порты возобновят нормальную работу, возникшие заторы будут уменьшаться постепенно, не менее двух, а то и пяти недель.

Одновременно придется восстанавливать прерванный порожний поток в Южный Китай.

Конечно, все участники контейнерных перевозок надеются, что, имея большой опыт борьбы с COVID-19, Китай достаточно быстро решит возникшую проблему не только с заторами в портах, но и со всеми сопутствующими вопросами.

Есть надежда, что к концу лета ситуация стабилизируется, но пока ставки растут и, скорее всего, продолжат расти и в июле, когда начнет проявляться так называемый «отложенный эффект».

А последствия весь мир будет ощущать на себе еще 2-3 квартала.