В конце мая 2021 года на общее обсуждение министерством транспорта был вынесен доработанный законопроект о смешанных перевозках.
Документ стал продолжением варианта 2018 года, который был отклонен по причине того, что отрасль не нуждалась в отдельном законопроекте, а все взаимоотношения при смешанных видах перевозок осуществлялись на договорной основе.
Речь шла о мультимодальных перевозках, которые становятся все более востребованными и с точки зрения расширения территории поставок, и с точки зрения сокращения документооборота и сокращения расходов.
Мультимодальные перевозки – это транспортировка груза по одному договору, но выполненная, как минимум, двумя видами транспорта.
При этом перевозчик несет ответственность за весь процесс транспортировки, а в рамках одного или нескольких видов транспорта эта перевозка осуществляется – не имеет значения.
Что предусматривает новый законопроект?
Грузоотправитель или грузополучатель заключают договор с одним перевозчиком, который, в свою очередь, заключает договора с последующими перевозчиками (термин законопроекта –прим.).
В законопроекте прописана специальная статья «Договор прямой смешанной перевозки», которая как раз и устанавливает правовые нормы мультимодального договора.
Основное, что должно появиться – единая транспортная накладная, которая исключит необходимость составления перевозочных документов на каждый транспорт на каждом отрезке пути.
Проект мультимодальной накладной уже создан: она будет состоять из 6 листов, включать данные о перевозчиках, пунктах перевалки грузов и т.д., размерах провозных платежей.
К ней будет прикладываться дорожная ведомость, ведомость контейнеров или транспортных средств.
Подразумевается, что мультимодальная накладная сделает транспортировку груза более прозрачной, станет понятнее, из чего складывается стоимость доставки.
Для организации подобных видов перевозок все участники процесса должны заключить между специальные соглашения, в которых обозначат зоны обязанности и ответственности, механизмы расчетов, порядок передачи грузов и рассмотрение претензий.
Согласно документу, процесс прямой смешанной перевозки должен выглядеть следующим образом: грузоотправитель/грузополучатель заключает договор с перевозчиком, который несет на себе ответственность за все этапы движения груза, вплоть до момента его доставки в конечный пункт.
В договоре прописываются все последующие перевозчики, которые будут принимать участие в процессе транспортировки, используемые транспортные средства, пункты перевалки грузов, пограничные переходы, таможни и т.д, а также вся информация о грузе.
Грузоотправитель/грузополучатель оплачивает всю стоимость перевозки основному перевозчику, который, в свою очередь, сам производит расчеты с последующими перевозчиками.
Надо отметить, что именно основной перевозчик несет полную ответственность за доставку и сохранность груза.
В случае любых претензий по срокам доставки, целостности груза и т.д , именно он исполняет все санкции, предусмотренные договором, и только после полного их исполнения имеет право выставить регрессивные требования последующему перевозчику, по чьей вине эти санкции были наложены.
Этот пункт появился только в последней версии законопроекта (ранее предусматривалась ответственность конечного перевозчика, а при невозможности установить виновника ответственность делилась на всех перевозчиков).
В принципе, все указанные функции при осуществлении мультимодальных перевозок в настоящее время осуществляет экспедитор, поэтому мнения участников рынка о необходимости принятия такого законопроекта разделились.
Надо только отметить, что данный законопроект распространяется и на грузовые, и на пассажирские перевозки.