Разработанный Минтрансом РФ закон о запрете перевалки грузов с судна на судно в открытом море должен защитить окружающую среду.
Но кое-кто переживает, что «защитит» он в основном права монополистов.
Перевалка грузов в открытом море – альтернатива тому, чтобы пользоваться услугами портов, которые берут за это деньги.
Например, в новороссийских портах перевалка 1 тонны груза стоит примерно 14-16 долларов.
В открытом море то же самое можно сделать бесплатно. Правда, бывают инциденты. Например, в 2019 году в Чёрном море загорелись два танкера, которые занимались перевалкой нефти.
Это как раз и натолкнуло на мысль принять закон о запрете перевалки опасных грузов в российских водах вне портов, чтобы защитить морскую флору и фауну от опасных веществ.
Примечательно, что в такой формулировке законопроект почти ни у кого не вызывает вопросов.
Перевалка нефти в открытом море – и так не частое явление. Им, откровенно говоря, занимаются в основном контрабандисты, которые транспортируют нефть незаконно.
А отсюда вопрос: если они уже нарушают запрет на незаконные перевозки, остановит ли их новый запрет на перевалку?
Расширение запрета сделает порты монополистами
Главная причина для беспокойства – то, что в Госсовете предложили заменить формулировку «опасные грузы» на «любые грузы».
В этом случае каждое судно будет просто обязано оплачивать услуги морских портов. Без вариантов.
Причём в данном случае ссылка на заботу об экологии не работает. Какой ущерб получит рыба, если в море просыплется 1000 тонн пшеницы? Ничего, кроме пользы!
А раз так, то есть все основания подозревать, что запрет (или по крайней мере его расширение на «любые грузы») лоббируют заинтересованные лица. Это могут быть только морские порты.
Аграрии переживают: в случае введения такого закона придётся дополнительно раскошеливаться.
Ведь мало того, что платить придётся обязательно, могут вырасти ещё и тарифы на перевалку.
Эксперты уже предрекают, что вместо 14-16 долларов за тонну они спокойно могут вырасти до 30-40. Вкупе с высокими пошлинами на экспорт зерна это может окончательно «добить» аграриев.
Поэтому остаётся только надеяться, что новый закон, если его в итоге примут, не будет содержать в себе ограничений, губительных для всех производителей.