Нехватка контейнеров в Китае создаёт риски для мировой экономики

Ставки на фрахт судов для контейнерных перевозок из Китая стремительно растут.

А эксперты опасаются, что этот процесс может обрушить весь мировой рынок.

В течение 2020 года ставки на фрахт грузовых судов, идущих из Восточной Азии в Северную Европу, выросли на 264%.

Сложности из-за нехватки контейнеров до настоящего времени никуда не деваются и только усиливаются:

Крупные компании Maersk и Sinokor приостановили бронирование на своих сайтах.

Стоимость одного контейнера из Китая достигала 5-6 тысяч долларов.

Всё это создаёт большие проблемы: экспорт товаров из Китая тормозится из-за того, что товары банально не в чем перевозить.

В чём причины контейнерного дефицита?

 
— Пандемия коронавируса в 2020 году. Спрос из-за неё резко упал, и в Китае скопилось много нераспроданных товаров.

— Торговая война Китая с США.

Поставлять свои товары в США Китай продолжил, а вот покупать американские – наотрез отказался. В итоге полные контейнеры уходят в США, а вот пустые обратно не возвращаются.

— Снижение объёмов производства контейнеров в Китае: в 2018 году их было выпущено 4.5 млн штук, в 2019 году – 3 млн, в 2020 году – 2 млн.

К чему может привести контейнерный дефицит?

 

По мнению экспертов, прямые следствия – нехватка товаров (Китай сегодня является одним из главных экспортёров по многим категориям).

И как следствие – рост инфляции во многих странах.

Самое интересное, что вплоть до настоящего момента никто не может предложить, как решить возникшую проблему.

Возникла нестандартная ситуация: весь мировой товарооборот не может протиснуться сквозь узкое «бутылочное горлышко» морских контейнерных грузоперевозок.

Причём альтернативы им нет: ни авиатранспорт, ни автомобильные грузоперевозки, ни даже железные дороги не могут компенсировать и половины того объёма, которые требуется.

«Морем ввозятся продукты питания и сельскохозяйственная и минеральная/химическая продукция.

В целом международная торговля, осуществляемая морем и железными дорогами, значительно контейнеризована, и работает логика, что самые быстрые перевозки (скоропортящаяся пищевая продукция и тому подобное) осуществляет автотранспорт (но они довольно дорогие — до текущей ситуации!), средние по итоговой скорости и стоимости — железнодорожные перевозки, наименее дорогие, но и самые медлительные — морем», – разъясняет директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Игорь Смирнов.

Впрочем, все страны делают всё возможное, чтобы как можно быстрее разрешить ситуацию. Но когда она в действительности нормализуется – вопрос неоднозначный, и остаётся только ждать.