Появится ли в России нужная для экспортеров зерновая биржа?

Производители зерна и экспортёры крайне обеспокоены теми мерами, которое правительство уже ввело к настоящему моменту. Но худшее ещё впереди.

 Отталкиваясь от предпринимаемых правительством мер, механизм постоянных пошлин должен решить несколько задач:

— Лишить производителей зерна надежды, что пошлина когда-нибудь будет отменена.

— Заставить их продавать свою продукцию уже сейчас, а не держать её в закромах.

— Благодаря этому – снизить стоимость зерна и цены на хлебобулочную продукцию на внутреннем российском рынке.

При этом некоторые эксперты считают крайне ошибочной саму стратегию. По данным Российской гильдии пекарей и кондитеров, мука – всего около 20-25% конечной стоимости хлеба (остальное – транспортные издержки, электроэнергия, оплата труда специалистов).

А раз так, то удешевление муки даже в 2-3 раза изменит итоговую цену батона в магазине всего на пару рублей. И это явно не стоит тех жертв, которые планируется принести во имя этого.

 

Что получат аграрии от постоянно действующего ценового демпфера?

 

Например, это многомиллиардные убытки.

В 2020 году Россия собрала 133 млн тонн зерна, из них на экспорт было продано 54.5 млн (львиная доля осталась внутри страны).

Доходы бюджета страны от экспорта зерна составили 10 млрд долларов, зерновой экспорт вырос на 20% по сравнению с 2019 годом.

Производители зерна наконец облегчённо вздохнули, увидев в экспорте стабильный источник необходимых средств на развитие.

Пошлины всё это могут перечеркнуть. За ближайшие 2 сезона производители не досчитаются, по прогнозам, до 2.8 млрд долларов.

На сегодняшний день треть аграриев уже планирует сокращать свои посевные площади на 10% и более. А раз так, то урожай 2020 года может надолго остаться рекордным.

При этом правительство не отменило свой амбициозный план достичь показателя аграрного экспорта на уровне 35 млрд долларов в 2024 году.

Конечно, если доллар к тому времени обесценится на порядок, это можно будет сделать и при значительном снижении урожая.

А вот если нет, то подобная цель становится совершенно иллюзорной. Аграрии не верят в том, что в ближайшие годы (при сохранении пошлин) удастся повторить даже рекорды 2020 года.

Кроме того, российские экспортёры рискуют потерять своё лидирующее положение на международном рынке. А ещё – инвесторов, которые недовольны тем, что российский АПК становится всё менее предсказуемым и доходным.

 

Появится ли в России зерновая биржа?

 

Как отметил Министр экономического развития РФ Максим Решетников, такая биржа срочно необходима.

Но создать её в одночасье вряд ли получится.

Для начала надо запустить регистрацию экспортных контрактов, что будет сделано уже с 1 апреля.

Что касается пошлины на пшеницу, то её планируется рассчитывать как 70% от разницы между величиной 200 долларов за тонну и ценой контракта.

В настоящее время пошлина на пшеницу составляет 50 евро за тонну.

Однако самое сложное в создании российской биржи – убедить экспортёров её использовать, объяснить им, в чём тут выгода и как они смогут там хеджировать свои риски.

У России сегодня нет своего зернового ценового индикатора и развитой биржевой торговли.

Первоначально ценовые индикаторы будут базироваться на информации о регистрируемых на Национальной товарной бирже внебиржевых договорах, и только в перспективе возможно использование и биржевых котировок на товар.

Всё это требует большой работы со стороны биржи – надо дать инструмент, который будет пользоваться спросом на рынке.