РЖД вводит скидки на перевозку зерновых и зернобобовых

В период с марта по июль 2021 года перевозки пшеницы, ржи, сои, овса, ячменя, кукурузы, гречихи, бобов, гороха, фасоли и других культур станут дешевле на 38%.

Данная «акция» будет действовать для всех желающих перевезти свои грузы в вагонах-зерновозах в порты Азово-Черноморского бассейна. То есть, в основном мера направлена на поддержку экспортёров, которые продают зерно за рубеж.

При этом максимальное расстояние перевозки для действия скидки составляет 400 км. Таким образом, речь идёт о компаниях всего из нескольких регионов ­– например, из Краснодарского края.

В РЖД объясняют, что главный смысл введения такой меры в том, чтобы сохранить конкурентоспособность по сравнению с автотранспортом. К тому же, в весенний период спрос на транспорт не слишком большой, так как значительная часть урожая прошлого года уже продана (в конце 2020 экспортёры показали поистине стахановские рекорды по вывозу зерна в преддверии введения пошлин), а новый ещё не собрали.

Другими словами, мера введена, чтобы вагоны не простаивали на запасных путях, в то время как все деньги получают дальнобойщики-автомобилисты.

РЖД вводит подобную скидку уже не в первый раз. Она действовала и в прошлом году, что позволило значительно повысить объём железнодорожных перевозок в период с марта по июль. В 2019 году (когда скидки не было) он составил 359 тыс. тонн, в 2020 (когда скидка была) – 584 тыс. тонн.

 

 

Поможет ли скидка РЖД компенсировать убытки от пошлины?

 
По мнению многих производителей и экспортёров пшеницы, пошлина 50 евро с тонны, которую ввели с 1 марта – поистине «драконовская». С одной стороны, льготные условия транспортировки, которые предложила РЖД, конечно же, радуют аграриев, потому что сейчас они будут счастливы любой возможности сэкономит лишний рубль. С другой – в РЖД пока не уверены в том, насколько высоким будет спрос в этом году. Вполне возможно, что он снизится в сравнении с прошлым годом как раз таки по причине введения пошлин.

И не в последнюю очередь потому, что большинство производителей и экспортёров приложили титанические усилия, чтобы в декабре-январе вывезти и продать из своих амбаров всё до последнего зерна. 

При этом руководитель аналитического центра «Русагротранс» Игорь Павенский считает, что эффект от скидок РЖД был бы куда заметнее, если бы они действовали не только на коротких расстояниях 400 км, но и на всей территории страны. Однако к таким предложениям грузоперевозчик, похоже, ещё совсем не готов.