Рынок автомобильных грузоперевозок в России восстанавливается после спада

По данным Росстата, в 2020 году автомобильные грузоперевозки сократились до минимального уровня 2016 года, судя по объёмам доставленных грузов.

Но позитивные тенденции всё же есть.

Если сравнивать c 2019 годом, то показатели 2020 мало радуют: в целом за год грузооборот автомобильного транспорта сократился на 1.4%.

На рынке других видов грузоперевозок ситуация тоже пессимистическая:

  1. Ж/д: минус 2.2%.
  2. Авиа: минус 3.8%.

Особняком стоят только морские перевозки, которые показали динамику +16.2%. Заказов на них сегодня настолько много, что не хватает контейнеров, так что это вызывает ажиотажный спрос и быстрый рост цен.

Альтернативная статистика от биржи грузоперевозок ATI.SU: рынок восстанавливается?

 

При этом в адрес результатов Росстата можно задать целый ряд вопросов. Например: собирались ли цифры со всех компаний-автоперевозчиков, или только с крупных? Учитывались ли данные нелегальных компаний, которых стало заметно больше в период коронавирусных запретов?

Очевидно, что Росстат верно отображает в основном ситуацию у крупных игроков. А вот биржа грузоперевозок ATI.SU заявляет о том, что не всё так плохо. Если сравнивать месяцы 2020 года с аналогичными месяцами 2019 года по количеству заявок, расклад будет такой:

  1. Март: рост +23%. В это время уже началась «пандемическая истерия», и большинство ритейлеров заказали больше товаров, чем обычно, испугавшись дефицита. Тем более что покупатели в панике опустошали все полки.
  2.  

  3. Апрель (первый месяц локдауна): падение -18%.
  4.  

  5. Май (второй месяц локдауна): падение -20%.

В эти два месяца большая часть россиян сидела дома «под замком», многие предприятия не работали, а многие люди не получали зарплату. Спрос почти на все товары и услуги закономерно упал.

Однако уже июнь показал значительный рост по сравнению с весной: объёмы грузоперевозок не отличались от прошлогоднего июня. А вот в июле и августе обозначилась чёткая тенденция «наверстать упущенное»: +16% в обоих месяцах. В сентябре – аж +27%.

Также в сентябре в России началась «вторая волна коронавируса», когда количество заболевших выросло в 3-4 раза по сравнению с весной. Однако экономика и рынки данную волну почти не почувствовали: локдауна уже не было, и все работали как обычно.
 


 
Всё это говорит о том, что, хотя рынок автомобильных грузоперевозок в этом году и просел, но это «проседание пружины»: с большим потенциалом обратного роста.

И, кстати, даже если ориентироваться на данные Росстата, то автомобильные перевозки с их значением -1.4% от грузооборота находятся на втором месте после морского транспорта: все остальные виды перевозок ушли в минус ещё глубже.

Так что есть все основания надеяться, что в наступившем году ситуация будет улучшаться.