Под действием ряда факторов объёмы экспорта пшеницы из РФ выросли до рекордных значений (около 3 млн тонн в месяц). Логистика не справляется.
В «стандартный» зимний месяц российские экспортёры пшеницы обычно вывозят за рубеж 1.5-2 млн тонн. Но январь и февраль 2021 – явно необычные месяцы. Есть сразу несколько причин, по которым объём экспорта возрос до рекордных значений. Например, в январе на экспорт было отправлено 3.2 млн тонн пшеницы (практически две нормы), в феврале это значение планируется на уровне 2 млн тонн.
Однако при этом все 2 млн тонн, скорее всего, будут «реализованы» в течение первой половины месяца. Так что интенсивность экспорта в феврале окажется ещё более высокой и сравнится с рекордным январём 2018 года, когда было экспортировано сразу 3.37 млн тонн зерна.
Логистика уже не справляется: к терминалам (морским и сухопутным) скапливаются огромные очереди автотранспорта и ж/д вагонов.
Для этого есть сразу три причины.
1. Введение с февраля квот и пошлин
15 февраля – определяющая дата. С этого момента начинает работать:
а) квота на экспорт зерна в 17.5 млн тонн до 30 июня.
б) пошлина на экспорт пшеницы. С 15 по 28 февраля – 25 евро за тонну, с 1 марта – 50 евро за тонну. Причём всё это – в пределах квоты. Если же экспортёр превысил свою квоту, то платить придётся до 50% таможенной стоимости, минимум 100 евро за тонну.
Всё это стимулирует к тому, чтобы как можно быстрее отправить за рубеж максимум зерна, не платя никаких высоких пошлин.
При этом сказанное относится в основном к пшенице. В декабре и январе она составляла 85-90% отгружаемого из России зерна. Остальные зерновые (рожь, ячмень, кукуруза) не предполагают таких высоких пошлин, а потому «не заслуживают» того, чтобы мешать экспорту пшеницы этой зимой.
2. Шторма на Чёрном море
Оно не радует погодой: в январе штормило практически вдоль всего российского побережья. А это значит, что загруженные зерном суда не могли выйти в рейс, что сильно способствует «пробкам».
3. Нерабочий январь
Традиционно длинные новогодние праздники в этом году совсем не принесли удовольствия экспортёрам зерна: из-за них не удалось «протолкнуть» через транспортную систему огромные объёмы пшеницы. И это в тот момент, когда счёт идёт на дни, и до февраля осталось критически мало времени!
Не добавляют оптимизма и участившиеся остановки транспортных средств для проверки таможенной службой, которой в скором времени придётся рассчитывать вес груза каждого судна и вагона для расчёта пошлин и учёта квот.
Так или иначе, но до введения жёсткого регулирования осталось всего 2 недели. Однако уже очевидно, что многие компании не успеют не только продать «сверх нормы», но даже и выполнить в срок свои обязательства по контрактам.
Ведь все эти попытки экспортёров «пропихнуть» на экспорт объёмы, превышающие физические возможности логистической сети, очевидным образом приводят к её перегрузке.
И чем больше желающих «пролезть впереди всех», тем длиннее очередь и тем безнадёжнее пробки.