Подорожание импорта из Китая грозит массовым повышением цен

Ввоз китайских товаров сегодня – очень дорогое и проблемное «удовольствие». Это касается не только морских, но и автомобильных транспортировок.

Главная причина проблем в дисбалансе экспорта и импорта Китая с США, Европой и Россией. Китай вывозит намного больше товаров, чем ввозит – особенно в свете того, что США в рамках «торговой войны» запретили продавать в Поднебесную большое количество товаров.

Как итог – из Китая отправились в другие страны сотни тысяч контейнеров, а обратно они так и не вернулись. Перевозить новые грузы просто не в чем.

Отсюда вырастают две глобальных проблемы:

Подорожание перевозок. Если раньше отправка одного контейнера стоила порядка $850, теперь цена спокойно может достигать $8 000. Спрос настолько превышает предложение, что каждый свободный контейнер чуть ли не «продаётся с аукциона»: кто больше заплатит.

Увеличение времени ожидания. Ждать доставки можно месяц и больше. То, что вы заплатили целое состояние за перевозку, ещё не гарантирует своевременного прибытия груза.

Станут ли альтернативой автоперевозки?

 

С одной стороны, это вроде как выход: дорогостоящие контейнеры для них не нужны. Забил кузов коробками – и вперёд. Но на практике тут целый грузовик проблем.

Сложности с пересечением границ. КПП – самое нелюбимое слово любого дальнобойщика. На них могут долго проверять не только документы, но и сам груз.

Пробки. Это логическое следствие предыдущей проблемы. В конце декабря на КПП «Полтавка» и «Пограничный» уже начали скапливаться фуры, порой «в очереди» стоят по 300 машин. А это значит, что все данные клиенту обещания о сроках доставки можно смело похоронить.

Не добавляет оптимизма новая вспышка коронавируса в Китае этой зимой, из-за которой санитарные нормы и проверки стали ещё жёстче. Есть реальная угроза, что на ближайшие 2 недели китайские власти могут закрыть несколько КПП между КНР и РФ. А значит, коллапс станет ещё более полным.

Подорожание логистики. Оно тоже доходит до 10 раз: стоимость фуры выросла с 80 тысяч рублей до 800 тысяч и более. «Нечистоплотный» водитель, подрядившийся везти ваш груз, в последний момент может передумать, если кто-то предложит ему больше. И хорошо, если при этом он не выбросит ваш груз на обочину.

Недостаточные объёмы. Даже если бы фуры летали по воздуху без всяких задержек, всё равно объём автоперевозок никогда не превышал 2-3% от общего объёма логистики. Везти морем большие партии намного дешевле, пусть даже и не быстрее. Ведь одно морское судно способно перевезти на порядки больше груза, чем фура.

Как эта ситуация отразится на ценах?

 

Понятно, что крайне негативно. Почти весь китайский импорт наверняка подорожает.

В основном речь идёт о повышении цен на низкомаржинальные товары (одежда, обувь, мебель). Стоимость их перевозки в сложившейся ситуации может превысить их собственную стоимость, а это грозит парализовать всю торговлю.

Высокомаржинальные товары (техника, запчасти) тоже подорожают, но не так резко: примерно на 5-20%.

Эксперты предполагают, что ситуация может улучшиться, начиная с весны, и цены на перевозки медленно «поползут» вниз. Но до середины февраля (китайский Новый год) ждать позитивных изменений не приходится. Да и снижение цен, скорее всего, будет не быстрым.

В итоге есть все основания предполагать, что большое число мелких компаний ещё успеет обанкротиться до тех пор, пока ситуация станет нормальной.