Экспортеры Сибири сообщают о критической нехватке зерновозов.
По оценкам «Новосибирской продовольственной корпорации», только на ноябрь дефицит вагонов составляет 1000 штук.
В результате, производители и поставщики пшеницы попали в сложные условия: зерна много, цены высокие, а вывезти его не могут.
Сейчас идет массовая загруженность южных портов, где экспортерам тоже приходится сталкиваться с большими простоями.
Сибирский Федеральный округ специализируется на экспорте зерна в страны Азии: Китай, Монголию, Пакистан, Индию.
По оценкам аналитиков, в текущем сезоне стоимость зерновых и масличных в этих странах выросла по сравнению с весной в полтора раза, а если сравнивать с августом этого года – на 35 – 40%.
Экспортеры торопятся вывезти зерно по многим причинам: это и высокий курс доллара, и хорошая цена.
Ну, а самое главное – это стремление экспортировать как можно больше продукции до в вступления в силу ограничений (15 февраля 2021 года).
В этом сезоне транспортный поток из Сибири в сторону азиатского региона вырос примерно на 30%.
Началась работа по новым направлениям: Филиппины и Индонезия.
Проблемы с зерновозами в регионе периодически возникают.
Это связано с тем, что особенно активно этот вид транспортировки используется в западной части России, где длина пробега значительно меньше, чем в Сибири.
И немаловажно то, что зерновозы – это очень специфический вид транспорта.
Период его массовой востребованности – осень и зима.
Поэтому перевозчики редко вкладываются в его приобретение.
Чтобы выйти из подобных ситуаций, они стараются использовать альтернативный вид транспорта: контейнеры или полувагоны, в которые вставляются лайнер-бэги и флекси-танки.
Но не все так просто: китайские импортеры, например, требуют, чтобы поставляемая им продукция паковалась только в сертифицированные у них лайнер-бэги, а также нужны специальные условия для приема полувагонов.
Несмотря на все трудности, по сообщениям министра сельского хозяйства Новосибирской области отгружено 572 тыс. тонн зерновых, что превышает показатели прошлого года по объёмам на 60%, а по цене – на 48%.
К 13 ноября показатели по экспорту область выполнила на 144%.
Проблема дефицита вагонов встает из года в год и во многих регионах, особенно там, где замена подобного способа транспортировки либо невозможна, в силу географического расположения поставщиков и потребителей, либо оказывает значительное влияние на изменение сроков доставки и стоимости.
После с трудом выполненной отгрузки рекордного урожая 2017 года производители и экспортеры неоднократно обращались министерства и ведомства с вопросом урегулирования, в частности, списания вагонного парка и одновременного наполнения новой техникой ( за 2019-2020 год планировалась к списанию почти четверть подвижного состава).