Что будет в итоге? Конфликт между акционерами FESCO

Поистине криминальная драма разворачивается во Владивостокском морском торговом порту.

Конфликт среди акционеров порта стал достоянием общественности в начале сентября, и с тех пор находится в центре новостных лент, особенно после произошедшего 5 октября на территории порта инцидента, участниками которого стали рабочие порта и вновь назначенное руководство.

FESCO – одна из крупнейших российских судоходных копаний, которая занимается перевозкой грузов, используя собственные внешнеторговые и каботажные морские линии, осуществляет железнодорожные перевозки с Дальнего Востока по России и СНГ, а также странам Центральной Азии и Европы.

В компанию входит и Владивостокский морской торговый порт с ежегодной пропускной способностью 5 млн тонн грузов, нефтепродуктов и до 150 тысяч автомобилей.

На предприятии трудятся около 2 500 человек, которые обслуживают 15 причалов на территории порта.

Общественным достоянием конфликт среди акционеров группы стал в начале сентября, когда председатель совета директоров транспортной группы Лейла Маммедзаде собрала экстренное заседание Совета, на котором были досрочно прекращены полномочия действующего президента FESCO, пробывшего на должности полгода.

На его место был назначен Аркадий Коростелев. Он был избран подавляющим большинством члена совета директоров ПАО «ДМВП» (головная компания группы). В прошлом он занимал позицию вице-президента по коммерции FESCO.

В середине сентября председатель совета директоров подала заявление в Лондонский международный арбитраж «в отношении компаний, связанных с Зиявудином Магомедовым» (крупнейшим на тот момент акционером компании, с 2018 года находящимся в СИЗО).

Руководство компании считает, что группы олигарха и американского инвестфонда TPG GROUP (17.4% акций FESCO) должны вернуть группе 1.046 млрд долларов, взятых в виде кредитов.

Далее последовало заявление самого Зиявудина Магомедова о попытке рейдерского захвата компании.

После чего со своего поста был снят генеральный директор порта, а назначенное на 30 сентября общее собрание акционеров компании не состоялось, по официальной информации компании, ввиду отсутствия кворума.

В это же время GHP Group Марка Гербера продает свои 23.8% акций транспортной группы FESCO, так как владелец посчитал правильным для себя в условиях акционерного конфликта и пандемии избежать возможных проблем, с которыми может столкнуться транспортная компания.

Сумма сделки не уточняется, но по итогам торгов на Московской бирже 2 октября, 23.8% компании FESCO стоили 6.5 млрд рублей.

Версий возникшего конфликта много: это и возможные действия руководства компании в интересах «третьих лиц» после неудачной попытки вынудить основного акционера продать свой последний уцелевший в ходе судебных разбирательств актив, и возможное стремление опального олигарха привлечь внимание СМИ к конфликту с целью оттягивания времени для принятия решения по своему предварительному заключению, срок которого вот-вот подойдет концу (что может позволить ему избежать части уголовных статей либо изменить их на более легкие).

Не исключают и аналогию с недавними событиями в Башкирии, и еще много предположений.

Не в этом суть, и не нам в ней разбираться.

Более важными являются несколько моментов:

Несколько лет компания балансировала на грани финансовой пропасти, ухитрившись допустить дефолт по выплатам по своим еврооблигациям, выпущенных на сумму свыше 800 млн долларов.

Понятна была паника инвесторов, потому как к тому моменту было еще два выпуска еврооблигаций на суму 7 млрд рублей.

Но, распродав часть активов (было продано примерно 25% «Трансконтейнера» ВТБ, которые с 2014 года находились в залоге у банка) и сосредоточившись на контейнерных перевозках, компания смогла значительно уменьшить свою долговую нагрузку.

Хотя в долгосрочной перспективе эта сделка означала уменьшение доходов от контейнерных перевозок.

И, по всей видимости, после несостоявшейся сделки с крупнейшим в мире портовым оператором DP World, есть вероятность, что в акционеры компании войдет крупный стратег (возможно, в партнерстве с государством)

Эта логика прослеживается в курсе акций компании на Московской бирже:

На фоне таких публичных конфликтов внутри компании, акции с начала сентября совершили практически 40% рывок вверх, хотя движение их должно было быть направлено в другую сторону.

По всей видимости, компанию готовят к крупной продаже. И скорее всего, новым крупным акционером будет сделана обязательная оферта миноритариям.

А цена оферты будет зависеть от последней крупной сделки. И тут интрига…

Кстати, GHP Group, которой принадлежит 17.4% акций, тоже ведет переговоры о продаже. Если их долю выкупят сегодняшние владельцы остального пакета в 33.9%, то получат контрольный пакет акций.

А 32.5% пока остается у господина Магомедова.

Конкуренция на Дальнем Востоке становится жестче, так как этот регион входит в сферу интересов китайских и японских логистических компаний.

И в этом конфликте, видимо, не все пошло по намеченному плану, и в результате, буквально за пару месяцев, компания прошла путь от любимца инвесторов до компании с непрозрачной структурой акционеров, скрытыми долгами и кросс-финансированием сторонних проектов акционеров и топ-менеджеров.

А это серьезный удар по репутации всей логистической отрасли России и ее претензиям на лидерство в трансконтинентальных перевозках.

(При подготовке материала были использованы данные из открытых источников)