ВТБ расширяет свою зерновую инфраструктуру

Один из крупнейших российских экспортеров зерна планирует создать собственные элеваторные мощности.

«Мирогрупп ресурсы» поставляет зерновые и масленичные культуры в более чем 20 стран мира.

Компания была основана в 2014 году, а уже с 2015 года вошла в пятерку лидеров отечественного экспортного рынка.

В 2020 году 100% владельцем акций ООО «Мирогрупп Ресурсы» стал «Деметра-Холдинг».

В 2019 году «Мирогрупп» поставила импортерам 3.71 миллионов тонн зерна; примерно 1/10 часть всего экспорта зерна из РФ без учета ЕАЭС, выйдя на вторую строчку в ТОП-5 среди крупнейших трейдеров.

Но пока, по данным аналитической платформы Logistic OS, в этом сезоне компания отгрузила только 704 тысячи тонн зерна, на 21.6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, уменьшив и свой процент в общем объёме экспорта.

1.07-09.09.2019 год

1.07-09.09.2020 год

Компания планирует приобрести и построить 4 элеватора в Краснодарском и Ставропольском краях, а также Воронежской области.

Предполагаемых объекты: Аннинский элеватор вместимостью 210 тысяч тонн (принадлежит Московскому индустриальному банку) и Ипатовский элеватор вместимостью 195.1 тысяч тонн (входит в холдинг Louis Dreyfus).

Предполагаемый объём инвестиций – 1 миллиард рублей.

Хотя вопрос приобретения готового элеватора или строительство нового, как говорится – две большие разницы: строительство нового элеватора емкостью 100 тысяч тонн обойдется примерно в $10 миллионов, а аренда действующего – 50-80 рублей за тонну без приемки и отгрузки.

Но строительство нового элеватора дело небыстрое, и долго окупаемое, а свободных мощностей для хранения в стране достаточно.

Зато, имея собственные элеваторы, можно закупать зерно, формировать партии нужного качества и хранить до реализации по самым выгодным ценам.

С другой стороны, сейчас на рынке сформировался тренд на специализацию и аутсорсинг.

Последние 10 лет трейдеры, как правило, либо продают элеваторы и переходят на поставки на условиях СРТ (доставка продавцом товара сразу в место назначения), либо хранят зерно у партнеров.

Хотя есть и другой возможный посыл планам «Мирогрупп»: компания планирует запуск маршрутных поездов.

Такая логистика отгрузки позволяет составам курсировать от элеватора до места выгрузки и обратно без остановок на дозагрузку.

Это позволяет повышать оборачиваемость зерна и контролировать его качество.

Пока возможность такой приемки поездов есть только у Новороссийского комбината хлебопродуктов (контрольный пакет акций, в том числе через АО ОЗК принадлежит ВТБ).

В марте этого года «Русагротранс» — совместно с «Мирогрупп Ресурсы» отправили на экспорт первый маршрутный поезд с юга России.

Состав перевез 52 вагона пшеницы объёмом 3.8 тысяч тонн: доставка груза заняла двое суток, что в 2.5 раза быстрее обычного.

«Русагротранс» — входит в «Рустранском», 50% и одна акция которого принадлежит ВТБ.

И в «Деметра-Холдинг», которому принадлежит 100% акций «Мирогрупп ресурсы», 50% плюс одна акция принадлежит ВТБ.

Таким образом, ВТБ неуклонно следует своей политике создания в России крупнейшего агрохолдинга с разветвлённой инфраструктурой и выстроенной логистикой.