Планы по развитию основных портов Юга России

Спрос на импорт зерновых культур неизменно растет, и все актуальнее становится их качественная перевозка.

Основная часть таких грузов перевозится морем. Поэтому от того, как развивается этот сегмент, как идет строительство портовых терминалов, зависит и продовольственная безопасность страны, и дальнейшие перспективы сельскохозяйственной области.

Правительство России внесло развитие портов в число национальных приоритетов.

Но что интересно в связи с этим: строительство и реконструкция портов проводится не силами государства, а силами частных инвесторов.

Подробнее о структуре некоторых портов юга России и ближайших проектах.

Азово-Черноморский регион

Здесь расположен один из крупнейших портов на черноморском побережье – Новороссийский порт.

Стратегическими грузами для Новороссийского порта до 2024 года остаются нефтепродукты, нефть и уголь, нефтяной кокс и черные металлы.

По этим направлением развитием терминалов занимается компания «Транснефть», которая до 2029 года планирует вложить в реконструкцию 108.4 миллиарда рублей, причем порядка 45 миллиардов будет вложено в новые проекты: это и контейнерный терминал, терминал минеральных удобрений, терминал растительных масел.

Если говорить о рынке зерна, то на территории Новороссийского порта ведущими компаниями, осуществляющими перевалку этого вида грузов, являются АО КСК (входящий в группу «Дело»), Новороссийский комбинат хлебопродуктов (НКХП) и Новороссийский зерновой терминал (НЗТ).

Проект реконструкции зернового терминала КСК, который буквально на днях прошел проверку определения сметной стоимости, предусматривает увеличение грузооборота терминала, который сейчас составляет 2.5 миллиона тонн в год, до 4 миллионов тонн в год.

Сумма инвестиций в рамках проекта составит около $68 миллионов.

В свою очередь, «Объединённая зерновая компания» (ОЗК) на базе НКХП И НЗТ (часть активов которых в большей или меньшей степени принадлежит банку ВТБ, также, как и часть активов ОЗК) планирует создать «Объединённый зерновой терминал».

Данный мега-проект позволит к 2024 году нарастить суммарную мощность перевалки зерна с 13.1 миллиона тонн до 25 миллионов тонн.

Группа компаний ТБИ, которая обеспечивает полную логистическую цепочку доставки грузов в порту Новороссийска, также активно развивает собственные проекты, в частности запуск нового контейнерного терминала. (читайте подробное интервью Генерального директора ООО «ТБИ» Ивана Дмитриевича Караманова).

Одним из проектов ГК ТБИ является аналитическая платформа Logistic OS, позволяющая пользователям в режиме реального времени анализировать ситуацию в портах России и Украины.

Крым

ГУП РК «Крымские морские порты» объединяет в своем составе семь филиалов: торговые порты Керчи, Ялты, Феодосии, Евпатории, Керченский рыбный порт, Керченская паромная переправа и Госгидрография.

Порты Крыма сильнее всех пострадали от санкций Евросоюза и ввода в эксплуатацию Крымского моста и несут убытки.

Хотя уже есть несколько частных инвесторов, которые заинтересованы в реконструкции портов (пока официальной информации нет).

В перспективе, порты Крыма могут стать перевалочным пунктом для торговли с Ближним Востоком, в частности, с Сирией.

Тамань

В 2019 году здесь был запущен Таманский терминал – крупнейший терминал навалочных грузов порта Тамань.

По планам, к 2021 году объём перевалки грузов достигнет 60 миллионов тонн.

Отгрузки отсюда возможны в страны Ближнего Востока, Южной Европы, Азии и Америки.

Для ликвидации дефицита портовых мощностей планировалась реализация проекта по созданию сухогрузного района порта Тамань.

Но, по последней информации, Правительство РФ планирует исключить этот проект из комплексного плана модернизации инфраструктуры.

Согласно имеющимся данным, это связано с тем, что проект стал неинтересен предполагаемым инвесторам из-за падения цен на уголь.

Вместо него планируют включить проект зернового терминала в морском порту Тамань компании «Агрохолдинг-Тамань».

Стоимость проекта оценивается в 32.5 миллиарда рублей.

В настоящий момент на территории порта функционирует ООО «Зерновой терминальный комплекс Тамань».

Большая проблема, с которой сталкивается развитие инфраструктуры портов России – невыполнение инвесторами своих обязательств.

В связи с этим Правительство России опубликовало проект федерального закона, обязывающего закреплять обязанности инвесторов на правовом уровне.

Если проект будет принят, инвестор будет обязан предоставить в качестве гарантии денежные средства, банковскую гарантию или поручительства.

В случае досрочного расторжения соглашения по причине существенного нарушения его инвестором (срыв сроков, недостаточный объём инвестирования), расходы, им понесенные, возмещению не подлежат.