Прогнозы урожая растут – не упустить бы экспорт

Эксперты повысили прогноз урожая пшеницы сразу на 3.5 млн тонн до 81 млн тонн.

Оптимистичные данные поступают с полей Центрального региона: озимой пшеницы будет собран рекордный урожай.

Несмотря на то, что Юг России из-за сложных погодных условий не дотянул планку уборочной страды до прошлогодних показателей, в общей сложности по России ожидаются очень высокие цифры – вторые после рекордного 2017 года.

В среднем урожайность пшеницы прогнозируется на уровне 27.5 центнеров с гектара. В 2019 году этот показатель был 26.5 центнеров с гектара.

В этом году аграрии засеяли 29.4 млн гектар пшеницы – прирост составил 4.6%.

Юг России и Северо-Кавказский округ практически закончили уборку. Прогноз повышен до 29.3 млн тонн, но от уровня прошлого года отстают на 2.4 млн тонн.

В Центральном регионе прошедшие дожди позволили сформировать рекордный запас влаги в почве, что повысило прогноз по сбору зерна на 1.3 млн тонн до 22.8 млн тонн, прибавив к прошлому году 5.5 млн тонн.

Прогноз по Приволжскому федеральному округу также увеличен на 1.3 млн тонн до 17.5 млн тонн – «плюс» 6 млн тонн к 2019 году.

На Урале уборка только началась, но взятый хороший старт позволил экспертам предположить преодоление планки на уровне 3.1 млн тонн – прирост составит 0.5 млн тонн.

В Сибирском региона прогноз остается прежним – 7.5 млн тонн («минус» 1.8 млн тонн от уровня прошлого года).

Такой высокий урожай не даст производителям возможность поднимать цену на зерно: аналитики прогнозируют в текущем сезоне цену на пшеницу в районе $200 за тонну.

Одновременно вырос прогноз по экспорту пшеницы: примерные цифры колеблются в районе 36.5 – 38 млн тонн. В сезоне 2019/20 этот показатель составил 35 млн тонн.

Международный совет по зерну (IGC) предполагает экспортный потенциал России на уровне 37.1 млн тонн.

Введение квоты в прошлом сезоне серьезно сократило количество экспортеров и снизило конкуренцию.

Это крайне невыгодно сельхозпроизводителям: вполне вероятна ситуация, когда, ввиду отсутствия спроса со стороны разных заказчиков, им придется соглашаться на ту цену, которую предлагают, иначе продать будет просто некому.

Участники рынка считают, что введение квоты – это не мера регулирования рынка, а попытка им управлять, что будет иметь очень серьезные долгосрочные последствия.

Уже сейчас очевидно, что часть импортеров переключается на другие экспортные рынки, решая задачу заключения контрактов со стабильно отгружающими поставщиками.

Это позволило, например, Украине, нашему давнему конкуренту на рынке пшеницы, заключить такие договора.

Показательная ситуация была с Республикой Бангладеш, в несколько раз увеличившей объём закупок из Украины, сократив тем самым поставки из России.

Пока непонятно, насколько Россия сможет увеличить поставки в Ливан после взрыва в Бейруте, который разрушил стратегическое зернохранилище.

Напрямую этот взрыв не затронул российских экспортёров, но пока последствия не ясны.

Через разрушенный терминал проходило около 60% закупок зерна, а теперь правительству Ливана нужно срочно решать вопрос с логистикой – где будет выгружаться груз.

Сейчас разгрузочные работы производятся в Триполе – втором по значимости порту страны, но там нет зернохранилищ, а сейчас запасов пшеницы в Ливане осталось на 1 месяц.

В этом сезоне, на фоне снижение урожая у наших Черноморских соседей, Россия планировала увеличить поставки в Ливан, которые уменьшались год от года: в прошлом году было экспортировано только 176 тыс. тонн из-за высокой конкуренции со странами ЕС и Украиной.

Хотя еще в 2018 году Россия отгрузила в Ливан 768 тысяч тонн, а еще годом ранее – 1 млн тонн.

График снижения поставок с июля 2017 по август 2019 года очень хорошо виден на аналитической платформе Logistic OS:

На платформе Logistic OS появилась возможность получать аналитические данные по экспортным отгрузкам из Украины.

Так вот только с марта по июль 2020 года Украина уже поставила в Ливан 389 657 тонн пшеницы.

А Россия за этот же период всего лишь 27 863 тонны.

Пока не ясно, насколько Россия сможет нарастить экспорт в Ливан, но, к сожалению, видна тенденция перехода части экспорта к нашей сестре по Советскому Союзу.