Президент России Владимир Путин подписал закон, расширяющий полномочия Минтранса в регулировании порядка весогабаритного контроля транспортных средств.
Для обычного участника дорожного движения вопрос перегрузки транспорта, будь он легковым или грузовым, не вызывает двойственного ответа: перегруза быть не должно.
В первую очередь, перегруженный автомобиль – это серьезная опасность на дороге. Жители Юга России не понаслышке знают, как выглядят перегруженные автомобили с зерном, особенно на перевале на въезде в г. Новороссийск.
Едущие со скоростью несколько километров в час, некоторые произведенные на заре перестройки, переворачивающиеся на поворотах и по прямой и грозящие отказом тормозов.
Во-вторых, перегруженные автомобили наносят непоправимый вред дорожному полотну.
Ну, а в-третьих, перевозка грузов «в серую» — это недополученные налоги в бюджет.
А теперь посмотрим на эту проблему со стороны перевозчиков и грузовладельцев.
Особенно это касается рынка перевозки зерна.
Источник проблемы лежит глубоко в прошлом, когда на рынке грузоперевозок работали в основном частники.
Владельцы грузов всегда искали более низкие цены доставки, и их мало интересовало, каким образом груз доедет до места назначения: главное, за указанную цену и в срок.
В результате в ход шли любые средства: увеличивались прицепы, навешивались доски, к самосвалам приваривались дополнительные борта – на что только не шли грузоперевозчики, чтобы удержаться на рынке.
До сих пор 60% грузоперевозчиков на рынке зерна являются частники, которые продолжают работать с грубейшими нарушениями. Партии в 1,5-2 раза превышают нормы.
В стране есть огромный рынок с компаниями – однодневками, фиктивными экспедиторами и т.д.
Боясь потерять контракты, перевозчики идут на нарушения, неся риски порчи машин и штрафов. Все это способствует недобросовестной конкуренции, в ускоренном темпе изнашивается автопарк, а с рынка уходят добросовестные перевозчики.
Еще в 2019 году ассоциация «Грузавтотранс» предложила взыскивать деньги за причиненный инфраструктуре ущерб как с транспортных компаний, так и с собственников груза.
По мнению ассоциации, такое решение значительно сократило бы число нарушений, но проблема в том, что грузовладельца определить тоже не так-то просто: некоторые машины вообще идут с чистыми накладными, а грузоотправителем может выступать как владелец, так и покупатель зерна в порту.
Приход на агропромышленный рынок крупных игроков, работающих с соблюдением всех норм грузоперевозок, еще больше обнажил существующую проблему.
И хотя по-прежнему, 60% перевозок, например, зерна, осуществляется частными автовладельцами, участвовать в незаконной конкурентной борьбе крупные компании не намерены.
В ассоциации добросовестных участников рынка АПК, куда входят АО «Объединённая зерновая компания», ТД «Риф», Glencore International AG, ООО «Мирогруп ресурсы» и др., разработали меморандум по противодействию перевозке сельхозпродукции автотранспортом с перегрузом.
Как следует из меморандума, недобросовестные игроки получают конкурентное преимущество за счет снижения стоимости логистики, а покупатели – «незаконную» экономию в цене товара.
Кроме этого, такая ситуация способствует преждевременному износу дорог, стимулирует рост коррупционных нарушений и в целом тормозит развитие рынка.
Грузоотправители должны гарантировать соблюдение весовых норм, перевозчики – не доставлять партии с перегрузом, а терминалы – отказывать в приемке транспорта с повышенной допустимой массой. Со своей стороны, заказчики не должны пользоваться услугами компаний, допускающих перегруз. Об этом идет речь в меморандуме.
Довольно странно выглядят аргументы некоторых экспертов рынка, которые считают необходимостью транспортировку с перегрузом, так как, в противном случае, это повысит стоимость логистики на десятки процентов, российское зерно станет не конкурентоспособным, а у сельхозпроизводителей снизится прибыль.
Это примерно то же самое, как если бы производители продуктов питания объясняли добавление в них дешевых, но опасных для здоровья людей составляющих, необходимостью поддерживать рентабельность производства.
К меморандуму готов присоединиться Банк ВТБ, владеющий 50 % акций ООО «Деметра-Холдинг», которому принадлежит несколько аграрных предприятий, DeloPorts (управляет в том числе зерновым терминалом КСК), а также агрохолдинг «Степь» (входит в состав АФК «Система» Владимира Евтушенкова).
В Минсельхозе ответили, что пока меморандума не получали.
Между тем, 20 июля 2020 года Президент России Владимир Путин подписал закон, расширяющий полномочия Минтранса в регулировании порядка весогабаритного контроля транспортных средств. Документ направлен на создание в России сети пунктов весового измерения грузовиков.
До 2024 года на федеральных трассах будет построено 387 пунктов АСВГК (автоматизированная система весогабаритного контроля).
Сейчас в тестовом режиме уже работают около 30 таких «умных» весов. Статистика работы этих пунктов показывает, что нарушителями оказывается треть автоперевозчиков.
А ущерб, причиняемый бюджету РФ, оценивается в 2.5 триллиона рублей.
АСВГК должно дать конкурентное преимущество честному перевозчику, работающему по правилам.