В текущем году не было региона, на урожай которого не повлияли бы погодные явления.
Где-то прошли ливни, где-то были заморозки, где-то град, где-то засуха.
Конечно, все это сказалось на сборе урожая и по времени, и по количеству.
Особую озабоченность у Министерства сельского хозяйства, учитывая все эти факторы, вызывает система агрострахования и необходимость внесения в нее изменений.
По данным Национального союза страховщиков, на сегодняшний момент в России на условиях господдержки застраховано порядка 4.5 млн гектар под сельхозкультурами.
Объём страховой премии по договорам составляет около 2.7 млрд рублей.
Большая часть застрахованных земель пострадали от засухи и заморозков, заявлено около 900 млн рублей ущерба.
Часть заявлений находятся в процессе рассмотрения.
Но если сравнивать заявленные убытки с реальными потерями аграриев от влияния погодных условий в размере 40 млрд рублей, становится четко видно, что с системой агрострахования не все в порядке.
На сегодняшний момент страховщики имеют право не выплатить страховку, если формальные критерии, которые установил Росгидрометр, и которые дублируются правилами страхования, не удовлетворены.
Поэтому Национальный союз агростраховщиков, Банк России, Минсельхоз России и Министерство финансов России готовят поправки к существующему закону об агростраховании.
Согласно проекту, в закон будет введено такое понятие, как ЧС (чрезвычайная ситуация).
Конечно, на сегодняшний момент в законе есть такие понятия, как засуха, наводнение и т.д. – то, что наносит сельскому хозяйству ущерб.
Введение понятия ЧС повлечет за собой признание страхового случая, даже если случившиеся явления не достигают установленного критерия.
К примеру, в районе стояла засуха, но количество засушливых дней не достигло необходимого для страхового случая количества.
При этом аграрий понес действительный ущерб и потерял часть урожая.
По новому законопроекту, даже если формально критерии не достигнуты, но установлен факт гибели или недобора урожая по совокупности факторов, признанными чрезвычайной ситуацией, будет признано наступление страхового случая.
Также в процессе обсуждения находится установление определения, какие именно случаи будут признаны как чрезвычайная ситуация.
Отдельное обсуждение возникло по вопросу, какова должна быть минимальная площадь, пострадавшая от чрезвычайной ситуации. Ведь дифференциация доли по разным округам должна быть очевидной: есть маленькие области, а есть промышленные гиганты.
Еще один немаловажный момент – это обращение за госсубсидией от аграриев, которые не застраховали свои сельскохозяйственные угодья от чрезвычайной ситуации. Такую ситуацию надо исключить.
Также законопроект предполагает снижение доли расхода аграриев на страхование до 30%, что даст возможность охватить им более широкую аудиторию.
На 1 июля наибольший размер площадей застрахован в Алтайском крае (356.4 тыс. гектар), Воронежской области (280.2 тыс. гектар), далее идут Омская, Оренбургская и Тамбовская области с показателями 267.1 тыс. гектар, 234.3 тыс. гектар и 223.2 тыс. гектар соответственно.
И хотя эти показатели выше, чем у тех же областей в прошлом году, общий охват системой агрострахования еще недостаточный.
Поэтому, по мнению и агростаховщиков и представителей органов управления, закон нуждается в доработке. Должна быть создана такая система агрострахования, которая будет соответствовать позиции России как ведущей мировой аграрной державы.