Российские аграрии «приняли на работу» искусственный интеллект

Первые беспилотные комбайны начали уборку в Ростовской области.

Все технологии в мире развиваются очень быстрыми темпами. Ещё не так давно в новинку были кондиционеры, устанавливаемые в сельскохозяйственной технике – и вот новый виток: на поля вышли беспилотные комбайны.

В станице Бессергеновской, расположенной в пятидесяти километрах от Ростова-на-Дону, прошел первый официальный демонстрационный показ уборки пшеницы с помощью беспилотных комбайнов.

В испытаниях приняли участие два ростсельмашевских «Торума — 750».

На достижения аграриев приехали посмотреть губернатор Ростовской области Василий Голубев и глава Сбербанка Герман Греф.

Появление на показе главы Сбербанка было не случайным: в прошлом году Сбербанк оценил перспективность инновационной программы и купил 30 % акций у компании-разработчика.

Автором концепции стала российская компания Cognitive Pilot (ООО «Когнитив Роботикс») — она разработала «умную» камеру и специальный планшет, которые могут быть установлены на любой комбайн.

Система полностью управляет машиной, различает убранные и неубранные части поля, сама маневрирует, разворачивается, заходит на новые круги, реагирует на препятствия.

По словам специалистов, управляет комбайном система лучше, чем самый опытный механизатор.

В отличие от беспилотников, разрабатываемых в мире, разработчики не используют спутниковую навигацию: камера снимает реальное изображение с поля, анализирует его и отправляет в общую базу данных, что значительно снижает себестоимость системы.

Специалисты считают, что технологии компьютерного зрения будут более эффективны и позволят собирать более точные данные, чем современные системы «умного земледелия».

Но самый главный «плюс» новинки в том, что она может самообучаться: она накапливает и анализирует свой опыт. И чем больше будет накоплено аналитических данных, тем точнее будет и результат.

Сейчас система учится точно определять урожайность и сортность по фотоснимкам зернышек, которые пролетают в бункер.

Система уже может различать 20 ключевых сельхозкультур, выращиваемых в России. А чем дольше машины будут работать в промышленности, тем быстрее будет рывок «искусственного интеллекта».

Например, кукуруза по высоте своих ростков отличается в разных регионах – но научиться делать в своей аналитике подобного рода поправки для системы не проблема.

На сегодняшний момент в тестовом режиме система установлена уже на нескольких десятках машин по стране, 8 из них «поселились» в Ростовской области, одна ушла в США.

Планируется до конца года продать 320 таких систем.

Стоимость данной системы оценивается на первом этапе в 700 000 рублей, но производители работают над снижением рыночной себестоимости и доведением ее до 200-250 тысяч рублей, что станет вполне адекватной ценой на рынке и позволит себя окупить за один-два сезона.

В планах компании – развитие на российском рынке, а также на рынках США и Бразилии.

Пока у системы есть небольшой недостаток: камера видит то, что видит: если на земле под стеблями лежит большой камень, камера его не сможет определить.

Но в ближайшем будущем разработчики планируют оборудовать комбайны дополнительным радаром, который будет мониторить окружающую среду ультразвуком.

Еще один «минус», который в разработке видят ее противники – это то, что системы «умных машин» будут отнимать рабочие места.

tesla2

Но, с одной стороны, внедрение новых технологий может дать возможность переключить людей с монотонного физического труда на решение более сложных и творческих задач, которые невозможны без ручного труда и человеческого интеллекта.

А с другой, те страны, которые не будут успевать за мировой технической революцией, могут навсегда «выпасть» из конкурентной борьбы на рынке продовольствия.

«В эпоху глобальных вызовов мы реализуем программу, нацеленную на их преодоление в наиболее важных направлениях экономики и общественной жизни – на решения продовольственных, социальных проблем, в первую очередь – в региональных центрах и сельских районах, во многом за счет создания прорывных технологий и искусственного интеллекта. В следующем году мы хотим добиться полной автоматизации процесса» (Герман Греф)

При подготовке статьи были использованы материалы