Будет ли ещё один фонд сбережения зерна?

Анализ последствий пандемии коронавируса вскрывает новые проблемы, которые пока ещё не стали катастрофическими.

Как известно, в России есть интервенционный фонд, основная задача которого – не допустить резких скачков цен на пшеницу, вследствие переизбытка её на рынке или недостатка.

Такая политика направлена, в первую очередь, на стимулирование производства в тех регионах, где снижение цены уменьшает экономическую эффективность наращивания производства, а также на поддержание цены на рынке.

Говоря простым языком, когда цена зерна на рынке резко падает, фонд зерно покупает, чтобы убрать с рынка «излишек», а когда поднимается – продаёт.

Механизм интервенций запущен в России с 2001 года.

Госагентом инвентаризационного фонда выступает Объединённая зерновая компания (ОЗК).

В текущем году на момент начала интервенций (14 апреля 2020 года), фонд зерна составлял немногим больше 1.75 млн тонн.

В результате резкого увеличения спроса на пшеницу в начале пандемии, фонд начал зерно продавать.

За время проведенной интервенции (по данным на 4 июня 2020 г.) на бирже было реализовано 1.36 млн тонн зерна.

Нетрудно посчитать, что остаток фонда подошел к критической отметке в 390 тонн зерна, и это при том, что только мукомольные предприятия за месяц потребляют почти в три раза больше: примерно 1.1 млн тонн.

Кроме того, резервное зерно идёт и на корм скоту.

Для того, чтобы избежать «просадок» в интервенционном фонде при возникновении ситуаций, подобных эпидемии коронавируса, ОЗК, совместно с Минсельхозом, предложили в течение трёх лет нарастить его объём до 6 млн тонн.

Помимо этого, министерство предложило Президенту России дополнительно создать на базе интервенционного фонда стабилизационный фонд, госагентом которого тоже станет ОЗК.

Категорическим его отличием станет то, что его запасы будут предназначены только для мукомольных предприятий: чтобы в возможные периоды нестабильности и ажиотажного спроса, они могли производить хлеб, который является стратегическим продуктом для населения, по приемлемой цене.

По всей видимости, озабоченность руководящих структур связана также и со снижением прогнозов сбора урожая: пока планка прогнозов общего сбора зерновых культур снизилась со 125.3 млн тонн до 120 млн тонн.

Чтобы максимально защитить посевы от воздействия погодных условий, аграрии существенно нарастили ввоз средств для защиты растений: за период с января по март было ввезено на 20.4% таких средств по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Общая сумма закупок составила $285 млн.

fond2

Казалось бы, логичные меры правительства и ведомств по наращиванию объёмов интервенционного фонда и созданию стабилизационного фонда, вызвали бурное обсуждение среди экспортёров зерна.

По мнению экспертов, объём фонда в 6 млн тонн критически завышен: 2.5 млн тонн вполне достаточно для поддержания товарной независимости внутри страны.

Также они считают, что создание нового фонда не будет таким эффективным, достаточно реструктуризировать существующий.

Чем больше объём фонда, тем больше средств тратится на его приобретение, хранение, страховку, проверку сохранности, пока не наступит необходимость в его использовании.

Но основная озабоченность участников рынка вызвана тем, что изъятие значительных объёмов зерна вкупе с возможным дальнейшим квотированием, может привести к потере значительного количества партнеров и пошатнуть позицию России на мировом рынке.

Найти нового поставщика импортёрам не составит больших проблем. И это очень явственно показал прошедший тендер по закупке пшеницы Египтом, когда контракт был заключён с украинскими производителями.

А на следующем тендере России пришлось согласиться с невыгодными условиями – отсрочкой по оплате. Другие экспортёры не стали рассматривать такое предложение и на тендер не вышли.

В результате проводимых реформ, Россия может лишиться значительной доли на мировом рынке.

А мотивации аграриев значительно ослабнут.

fond

Согласно данным аналитической платформы Logistic OS, в июне зарегистрировано беспрецедентное падение экспорта.