В 2020 году Россия соберет рекордно низкий урожай за последние 17 лет.
История этой проблемы уходит корнями в 2016-2017 годы, когда из-за перепроизводства гречихи цена на неё рухнула до 5,5 тыс. рублей за тонну, тогда как в своём максимуме в 2011 году цена составляла 56 тыс. руб./ т.
Именно поэтому в 2018 году посевы под эту культуру были сокращены на 40% до 1,037 га против 1,7 млн га в 2017 г., и продолжили сокращаться в 2019 г.
Ещё тогда в Союзе зернопереработчиков Алтая прогнозировали падение цены на гречиху и в 2019 году, а возможный рост только в 2020-2021 гг.
Действительно, в конце лета 2019 года тонна гречихи стоила 12-13 тысяч рублей, а середине этого сезона цена резко пошла вверх до 37 тыс.руб./т. И только сейчас её немного перестало лихорадить, остановившись на отметке 22-24 тыс.руб./т.
Прогнозы зернопереработчиков стали сбываться немного раньше под влиянием эпидемии короновируса, когда в марте, на фоне ажиотажного спроса, продажи гречки с 16 по 22 марта составили 209% от уровня предыдущей недели.
На фоне этого в марте оптовые цены на конечный продукт выросли по сравнению с мартом 2019 года почти вдвое.
Одновременно в этот момент начала дорожать и гречиха.
Засушливая погода не добавила оптимизма в прогнозы: на Алтае продолжается погода без дождей, и высокого урожая ждать не приходится. Но на выручку должно прийти Поволжье и Центральное Черноземье, где конец весны и начало лето встретили дождливой погодой.
Но основная проблема кроется, конечно, в сокращении посевных площадей.
В этом году в России гречихой засеяли 732 тыс. га. Годом ранее посевы составляли 807 тыс. га.
Засеянные в этом году площади сравнялись по своим показателям с 2003 г.
На графике показано, как менялись посевные площади под основные продукты потребления.
В апреле 2020 года, после ажиотажного спроса на гречиху и её конечный продукт — гречку, первый замминистра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов сообщил о планах увеличения посевов на 50-70 тыс. га.
При этом в Минсельхозе заверили, что переходящих остатков в России достаточно: в апреле они находились на уровне 300 тыс. тонн.
Поэтому дефицита гречихи и гречки не предвидится, тем более, что потребителями запасы по этой культуре уже были максимально сделаны в марте. А сама по себе гречка не является продуктом первоочередной потребности, и нормы потребления населением никто не отменял.
Вообще, рынок гречихи развивается циклами, длительностью 5-6 лет. Падение цен обычно длится два- три года. И даже если в этот период аграрии понимают, что посевы надо сокращать, они не могут это сделать в момент посевной: уже есть планы посева всех культур и закупленные семена.
Потом ситуация меняется в обратную сторону: цена повышается и растёт ещё два года. Начинается увеличение посевных площадей.
Но так называемую «длину волны» могут скорректировать погодные условия: гречихе нужна жара и влага, засуха её губит. Ранний снег и ураган, с другой стороны, могут обломить колоски, что тоже приводит к потерям урожая.
Пока цены на гречиху продолжают падение, но их рост,скорее всего неизбежен: Россия , например, наряду с Казахстаном и Белоруссией, снабжает гречихой Украину, где в этом году урожай тоже прогнозируют на историческом минимуме.
Поэтому в более выгодной ситуации окажутся те предприятия, которые сделают закупки в начале сезона.