Минсельхоз вынес на публичное обсуждение законопроект, который позволит упорядочить рынок зерна.
Почему появилась необходимость в дополнительном регулировании, и что новый законопроект может изменить на рынке?
Немного из недавней истории.
В 2020 г. Минсельхоз ввел ограничения с 1 апреля по 30 июня на отгрузку зерна за пределы ЕАЭС в размере 7 млн. тонн. Вкупе с товарными интервенциями в количестве 1,5 млн. тонн, это должно было дать возможность сохранить достаточный объём зерна на внутреннем рынке и минимизировать скачок цен.
Но 26 апреля квота была досрочно выбрана. Причем за 24-26 апреля было подано деклараций на объём более 3 млн. тонн. И это при том, что фактические мощности российских портов на вывоз зерновых составляют не более 1,5 млн. тонн в неделю.
То есть, на таможню были поданы документы на объёмы, в два раза превышающие имеющиеся мощности.
Цифры, конечно, вызвали много вопросов у участников рынка. Как такое могло произойти?
По всей видимости, данная проблема была связана с возможностью использования неполного таможенного декларирования, когда экспортеры заявляют объём продукции, превышающий имеющийся.
А через таможню эта операция проходила как свершившаяся отгрузка. Это привело к тому, что те, кто оформил документы, но не смог купить товар, возвращали квоту. А те экспортеры, которые фактически имели товар на руках, не смогли оформить квоту, потому что она была уже выбрана предыдущими участниками рынка.
В результате это привело к простоям и убыткам.
Для справки:
Неполное таможенное декларирование, согласно ст. 115 таможенного кодекса ЕАЭС, осуществляется только для товаров, вывозимых с таможенной территории Союза.
При таком виде оформления могут не указываться сведения о получателе товара, стране назначения, способах транспортировки и упаковке товаров.
Когда товары выпущены, декларант должен предоставить недостающие сведения не позднее 8 месяцев с даты выпуска товаров, если не установлены меньшие сроки.
Поэтому, если продолжать введение квотирования и оставить возможность неполного декларирования, на рынке образуется хаос.
При этом, фиксацию остатков по квоте надо производить, например, в мае-июне, если ограничительные меры планируют вводить во второй половине сезона.
Исходя из ситуации, сложившейся весной этого года видно, что квота может быть выбрана буквально в несколько дней, и некоторые экспортеры не смогут отгрузить запланированные объёмы. В этом случае неполное декларирование может сделать такие моменты более прозрачными.
В итоге, согласно предлагаемому законопроекту, российское правительство будет наделено полномочиями в области определения товаров, не подлежащих неполному таможенному оформлению. А также определять менее продолжительные сроки подачи документов на отгруженный товар, если применение данного вида декларирования на определенные группы останется возможным.