Многие российские трейдеры, продающие агропродукцию за рубеж, сообщают о многочисленных трудностях, которые у них возникли в последнее время.
Доходность российских экспортеров агропродукции в последнее время существенно сократилась. В числе причин – сразу несколько факторов.
Удорожание заимствований
Компаниям нужен большой объем денег, чтобы совершать покупки, причем собственного капитала на это обычно не хватает, поэтому приходится занимать.
Ранее, получая выручку в долларах, компании могли занимать в этой же валюте в среднем под 5% годовых.
Теперь из-за санкционных ограничений и «токсичности» доллара для россиян компаниям приходится занимать в рублях. Займы не в той валюте, в которой идет выручка, несут в себе большие курсовые риски, поэтому бизнесу дополнительно приходится защищать себя путем хеджирования.
Другими словами, требуется держать на счете значительное количество рублей, которые защитят от потерь, если курс российской валюты сильно вырастет. Это фактически делает привлечение заемных средств еще более сложным.
Кроме того, ключевая ставка ЦБ сегодня выросла до 19%, поэтому займы в рублях являются очень дорогими.
Сложности с расчетами
Даже банки из дружественных стран, таких как Индия и Китай, не всегда охотно сотрудничают с российскими банками. В итоге многие платежи отклоняются, и приходится изобретать новые варианты, как их провести.
Остальные платежи нередко задерживаются. Это создает дополнительную нагрузку на бизнес, поскольку требует иметь большой объем резервов на случай, если задержки окажутся длительными.
Сложности с логистикой
За последний год контейнерные перевозки, которые сегодня наиболее востребованы, подорожали примерно на 20%. Это требует от бизнеса нести больше затрат.
Снижение цен и объемов экспорта
Специалисты отмечают, что если за июнь-сентябрь прошлого года Россия отправила за рубеж порядка 1,2 млн тонн гороха, то за аналогичный период этого года было отправлено только 300 тысяч тонн.
Похожая ситуация и с масличными: их объем экспорта упал с 300 тысяч тонн до 30 тысяч тонн. Экспортеры отмечают, что аграрии неохотно продают свою продукцию по низким ценам, которые в настоящее время установились на рынке.
Весь этот комплекс проблем требует от компаний принимать какие-то меры.
Часть из них выходит на новые рынки, другие вкладываются в переработку и собственную логистическую инфраструктуру, чтобы повысить уровень получаемого ими дохода и меньше зависеть от внешних факторов.