России нужно развивать логистику для увеличения экспорта зерна

Президент РФ поставил амбициозные планы по расширению экспорта зерна, но чтобы их выполнить, в первую очередь нужно заняться вопросами логистики.

Согласно указу Владимира Путина, к 2020 году Россия должна на 25% увеличить производство в сектора АПК, а объем экспорта расширить еще сильнее – в 1,5 раза. И эксперты считают, что такие планы вполне реализуемы.

Единственное что – 2017 год, когда Россия собрала рекордный урожай в 135 млн тонн зерна, выявил «узкие места», которые в обязательном порядке нужно закрыть, считают эксперты.

«Во-первых, такие объемы было абсолютно негде хранить, во-вторых, не хватало мощности для вывоза», – отметил вице-премьер Дмитрий Патрушев.

Тем не менее, по его словам, планы по увеличению объемов экспорта к 2030 году вполне реализуемые, если как следует проработать все недостатки логистики.

В то же время, отметил Патрушев, от того, насколько удастся разобраться с логистикой, по большей части и зависит, получится или нет в итоге выполнить указ президента.

 

В чем главные проблемы логистики?

 

Большинство транспортных магистралей не приспособлены для того, чтобы вывозить зерно в больших количествах. Например, это касается портов, которые просто не справляются с объемами работы.

Однако за последние годы в этом направлении удалось немного продвинуться.

В частности, в 2023 году начал работу терминал Высоцкий на Балтике и Забайкальский зерновой терминал на Дальнем Востоке. Планируется, что работа в этой области будет продолжена.

Кроме того, есть планы и в отношении того, чтобы увеличить объемы вывоза по железной дороге.

В последнее время нагрузка на нее существенно возросла, и здесь власти тоже пытаются найти какие-то решения.

«Совместными усилиями нам удалось сделать так, чтобы ежемесячные перевозки даже выросли в полтора-два раза.

Но зачастую коллеги из РЖД с нами взаимодействовали в ручном режиме и продолжают на сегодняшний день работу по дальнейшему увеличению пропускной способности инфраструктуры», – считает Патрушев.

В настоящее время железнодорожная инфраструктура активно развивается: парк вагонов за последние 5 лет увеличился на 40%, добавляются новые точки погрузки и выгрузки.

Также важно, чтобы участники рынка приобретали вагоны-зерновозы, потому что они очень важны для обеспечения высоких объемов перевозки зерна.

Наконец, создание отечественного сухогрузного флота – следующий шаг для того, чтобы выполнить поставленные задачи по экспорту, но тут не обойтись без существенной поддержки государства.