Напряжённая геополитическая ситуация в Красном море создаёт прямые риски для роста цен по всему миру, сообщают эксперты.
Проблемы начались ещё в ноябре, когда йеменские хуситы начали подвергать атакам проходящие через Красное море торговые суда, с тех пор уже зафиксировано около 30 атак.
Недавно страны НАТО вступили в военный конфликт с хуситами, и это, по мнению специалистов, скорее всего, ещё ухудшит ситуацию в краткосрочной перспективе.
В итоге большинство компаний, которые занимаются контейнерными перевозками, уже отказались полностью от прохода судов через Красное море и Суэцкий канал.
Вместо этого суда огибают всю Африку через мыс Доброй Надежды, получается безопаснее, однако маршрут при этом на 13 000 километров длиннее, что повышает цену перевозки как минимум вдвое.
В настоящее время через Суэцкий канал идёт только 10% от того числа судов, которые проходили там месяц назад.
Напротив, через мыс Доброй Надежды стало проходить вдвое больше судов.
Всё это привело к тому, что перевозка контейнера, к примеру, из Шанхая в Роттердам стала намного дороже: вместо 1700 долларов теперь за неё придётся отдать почти 3600 долларов.
Какие могут быть последствия?
Большинство аналитиков не видят предпосылок для того, чтобы ситуация нормализовалась в обозримом будущем. А значит, стоит исходить из того, что подобные проблемы с нами надолго.
«В краткосрочной перспективе ситуация ухудшится… Чем дольше будет продолжаться этот кризис, тем больше сбоев он вызовет в морских грузовых перевозках по всему миру, и расходы будут продолжать расти.
Это означает, что товары задерживаются или вообще не прибывают, а цены для конечного потребителя растут.
Мы рассматриваем месяцы, а не недели или дни, прежде чем этот кризис достигнет какого-либо разрешения», – считает главный аналитик Xeneta Питер Сэнд.
В этом случае вполне возможно, что ставки фрахта ещё вырастут в ближайшее время, причём рост может составить до 200%, и это в дополнение к тому, что они уже показали кратное увеличение.
В итоге удорожание логистики заставит подорожать практически все виды товаров, которые ранее перевозились через Красное море, а речь идёт не менее чем о 12% объёмов всей мировой торговли.
Среди возможных последствий – рост инфляции по всему миру, подорожание товаров для конечных потребителей.
Это может заставить мировые Центробанки ещё больше повысить ставки для борьбы с инфляцией – а эти ставки и без того уже очень высоки.
Таким образом, чем дольше ситуация в Красном море остаётся сложной, тем выше риск шоков для мировой экономики.