Россия разворачивает торговое сотрудничество с Ираном

Предполагается, что международный транспортный коридор «Север-Юг» уже к 2030 году позволит России экспортировать в год по 30 млн тонн агропродукции.

По словам экспертов, рынок сбыта в этом направлении огромен.

Если сложить население Ирана и ближайших соседей – Ирак, Афганистан, Пакистан – то получится 400 млн человек.

При этом, чтобы поставить им зерно, достаточно отправить его морем в Иран, после чего дальнейшая транспортировка может осуществляться уже без использования морского транспорта.

Однако развитие экспорта сельхозпродукции в этих направлениях сталкивается с некоторыми проблемами.

Проблема расчётов

 

Переход на национальные валюты на сегодняшний день в основном выполнен, но, несмотря на это, остаются сложности расчётов «на местах».

Например, автомобильные перевозки по Ирану традиционно оплачиваются наличными деньгами, причём без оформления финансовых документов, что крайне неудобно для российских компаний.

В настоящее время прикладываются усилия для того, чтобы соединить российскую карту Мир и иранскую карту Шетаб, в этом случае вопрос с платежами удастся частично решить.

Проблема морских перевозок

 

Каспийское море мелеет на протяжении уже нескольких лет, и это делает достаточно сложным делом транспортировку по нему.

В первую очередь, трудности вызывает то, что крупные суда не могут заходить в большинство морских портов на Каспии, для них открыты только Махачкала и Баку.

А мощностей этих портов пока что недостаточно для того, чтобы в полной мере обслуживать не только текущие, но и перспективные объёмы перевозок.

Кроме того, России не хватает судов для того, чтобы осуществлять такие перевозки.

По подсчётам специалистов, чтобы к 2030 году нарастить объёмы перевозок по морю до 8 млн тонн в год, потребуется создать 20 судов, а чтобы к 2050 году выйти на уровень 20 млн тонн – 50 судов.

Сейчас строительством судов занялась российская компания ОСК.

Кроме того, у морских перевозок по Каспию до сих пор нет единого оператора. На его роль могла бы подойти российская компания FESCO, в настоящее время руководство думает над целесообразностью такого решения.

Несмотря ни на что, уже сейчас грузооборот российских портов Каспия стремительно растёт.

Например, за последние 10 месяцев он увеличился на 36% и составил около 6,5 млн тонн.

Если обозначенные проблемы удастся как-то решить, то нет сомнений, что экспорт агропродукции в Иран удастся нарастить до серьезных уровней, что станет толчком для развития всего российского сектора АПК.