В российских портах снижаются объемы перевалки

Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то в 3-м квартале 2022 г. объемы перевалки в российских портах снизились в среднем на 0,5%.

В первую очередь причиной является нарушение ранее выстроенных цепочек поставок и торговых маршрутов между Россией и западными странами.

Контейнерные перевозки – в большом минусе

 

Объем контейнерных перевозок грузов просел очень существенно, на 33%.

Одной из причин стала нехватка контейнеров – это проблема, которая появилась еще в пандемию.

На сегодняшний день она усугубилась на российско-европейском направлении еще и потому, что многие европейские товары попали под санкции, то есть их ввоз в Россию запрещен западными странами.

В итоге вывезенные из РФ контейнеры менее активно возвращаются обратно.

Объемы экспорта зерна тоже просели

 

Несмотря на рекордный урожай зерна в России в этом году на уровне 150 млн тонн, объемы его перевалки в портах снизились ко второму кварталу на 11%.

Во многом это связано с тем, что импорт российской продукции технически затруднен по причине все тех же самых западных санкций. Например, ограничен фрахт судов и страхование грузов.

Еще одна причина – зерновая сделка с Украиной, которая предполагает установление морского коридора для вывоза ее агропродукции.

Поскольку украинское зерно поступает на мировые рынки, это в некоторой степени снижает потребность в российском.

Перевозки удобрений и СПГ растут

 

При этом есть сферы, в которых объемы отгрузок не упали.

Например, это касается руд, на которые санкции пока практически не влияют.

То же самое можно сказать про уголь: хотя Европа и запретила его ввоз еще в августе, но Россия смогла перенаправить поставки.

Что же касается СПГ, то объемы его перевалок в портах России даже увеличились на 22%.

Правда, тут дело во многом в низкой базе 3-го квартала 2021 г.: тогда на Сахалинском и Ямальском комплексах проводились ремонтные работы.

Не исключено, что отгрузки будут расти и дальше: в мире энергетический кризис, а многие пути поставок трубопроводного газа из РФ в данный момент не работают.

Еще больше выросла отгрузка удобрений: на 31%.

Не в последнюю очередь это связано с тем, что они не попали практически ни под какие санкции, а также со строительством нового терминала на берегу Финского залива.

Кстати, в разных портах России ситуация не одинаковая.

Например, в балтийских, которые больше всего были ориентированы на отгрузки в ЕС, объемы просели примерно на 6%, зато в дальневосточных выросли на 4%, что показывает начало переориентации РФ на азиатские страны.