Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, то в 3-м квартале 2022 г. объемы перевалки в российских портах снизились в среднем на 0,5%.
В первую очередь причиной является нарушение ранее выстроенных цепочек поставок и торговых маршрутов между Россией и западными странами.
Контейнерные перевозки – в большом минусе
Объем контейнерных перевозок грузов просел очень существенно, на 33%.
Одной из причин стала нехватка контейнеров – это проблема, которая появилась еще в пандемию.
На сегодняшний день она усугубилась на российско-европейском направлении еще и потому, что многие европейские товары попали под санкции, то есть их ввоз в Россию запрещен западными странами.
В итоге вывезенные из РФ контейнеры менее активно возвращаются обратно.
Объемы экспорта зерна тоже просели
Несмотря на рекордный урожай зерна в России в этом году на уровне 150 млн тонн, объемы его перевалки в портах снизились ко второму кварталу на 11%.
Во многом это связано с тем, что импорт российской продукции технически затруднен по причине все тех же самых западных санкций. Например, ограничен фрахт судов и страхование грузов.
Еще одна причина – зерновая сделка с Украиной, которая предполагает установление морского коридора для вывоза ее агропродукции.
Поскольку украинское зерно поступает на мировые рынки, это в некоторой степени снижает потребность в российском.
Перевозки удобрений и СПГ растут
При этом есть сферы, в которых объемы отгрузок не упали.
Например, это касается руд, на которые санкции пока практически не влияют.
То же самое можно сказать про уголь: хотя Европа и запретила его ввоз еще в августе, но Россия смогла перенаправить поставки.
Что же касается СПГ, то объемы его перевалок в портах России даже увеличились на 22%.
Правда, тут дело во многом в низкой базе 3-го квартала 2021 г.: тогда на Сахалинском и Ямальском комплексах проводились ремонтные работы.
Не исключено, что отгрузки будут расти и дальше: в мире энергетический кризис, а многие пути поставок трубопроводного газа из РФ в данный момент не работают.
Еще больше выросла отгрузка удобрений: на 31%.
Не в последнюю очередь это связано с тем, что они не попали практически ни под какие санкции, а также со строительством нового терминала на берегу Финского залива.
Кстати, в разных портах России ситуация не одинаковая.
Например, в балтийских, которые больше всего были ориентированы на отгрузки в ЕС, объемы просели примерно на 6%, зато в дальневосточных выросли на 4%, что показывает начало переориентации РФ на азиатские страны.