По мнению ряда экспертов, к 2050 году потребность в продукции АПК вырастет примерно на 70%.
При этом экстенсивное развитие возможно с большим трудом: большинство плодородных земель уже используются, мало того, есть основания ожидать снижения их качества из-за изменения климата.
Поэтому если не будет интенсивного развития, т. е. увеличения урожайности, уже к 2030 году человечество может столкнуться с дефицитом продуктов.
Один из ключевых факторов, которые позволяют повысить урожайность – это цифровизация АПК.
Но в российских реалиях этот процесс идет крайне медленно.
По мнению Игоря Епанешникова, руководителя аналитического центра Redmadrobot, несмотря на значительные государственные инвестиции в цифровизацию российского АПК, которые начались ещё с 2017 года, сейчас лишь 5% компаний, работающих в этом секторе, действительно используют цифровые технологии.
А доля земель, обрабатываемых с помощью таких технологий, в 2020 году не превышала 10% (для сравнения: в США и Канаде около 70%).
К 2021 году это значение подросло до 20%, к 2024 году ожидается около 25%. Но все равно это очень медленный рост, и нужно значительно ускоряться.
Автоматизация только начинается
Передовые сектора, которые активно подхватывают все новые тренды – например, банковский или ритейл – прошли этап автоматизации бизнес-процессов в своей деятельности примерно в середине 2010-х годов.
Ну а в секторе АПК этот процесс только начинается сейчас. Причем он не быстрый и требует, в том числе, перестройки менталитета.
Всё происходит поэтапно: от внедрения автоматизации в качестве эксперимента до усвоения новых принципов работы, масштабирования их на всю деятельность компании. Все это может занимать годы, но, если АПК хочет перестать быть «вечным отстающим», нужно срочно принимать радикальные меры.
Что мешает цифровизации АПК?
Один из факторов – необходимость делать большие вложения.
Государство помогает, но этих средств недостаточно, основной объем инвестиций компания должна самостоятельно изыскивать из своей прибыли. Однако есть проблемы:
Для большинства новых технологий невозможно точно предсказать, какой именно эффект в денежном измерении они принесут и через какое время.
Инвестиции требуются значительные, таких денег у компании на балансе, как правило, нет. Остаётся вкладывать под залог будущих доходов – однако их размер зачастую сложно предсказать.
И речь не только о том, насколько большим будет урожай в следующем сезоне, но и о рыночных ценах на зерно и другую продукцию, изменении размера квот, пошлин, введение или отмена ограничений. В такой ситуации многие компании просто не рискуют – и логика в этом есть.
Еще один фактор – отсутствие или слабость IT-инфраструктуры.
Цифровизация может предложить много интересных инструментов: от искусственного интеллекта, который отслеживает состояние посевов и здоровье коров, до роботов-сборщиков урожая и искусственных пчёл-опылителей.
Но чтобы все это работало, нужен быстрый и стабильный интернет уровня 5G. А с этим как раз большая проблема: на многих сельхозземлях о нем даже не слышали. Чтобы его провести, вновь нужны очень большие инвестиции.
Таким образом, всё упирается в деньги, и вряд ли компании захотят и смогут самостоятельно их найти.
Поэтому от государства требуется либо мощная финансовая поддержка, либо создание понятных и предсказуемых условий работы, где будущий доход можно хоть как-то спрогнозировать.