Задача проекта – объединение товаров от производителя и оптимизация логистики.
Федеральный центр «Агроэкспорт» при Министерстве сельского хозяйства России объявил тендер на создание концепции национального дистрибьютера продукции АПК.
Начальная цена контракта – 24 млн руб.
Победитель конкурса должен будет провести интервью не менее чем с 20 российскими производителями АПК, на основании этих интервью проанализировать модели работы экспортных поставок продукции и предложить свою концепцию.
В результате исполнитель должен будет представить «практико-ориентированную «дорожную карту», которая позволит создать и развивать национального дистрибьютера продукции АПК.
Национальный дистрибьютер должен будет выводить поставщиков на новые рынки и увеличивать объем поставок на целевых рынках. Среди перспективных регионов в условиях санкций названы Азия, Ближний Восток и Африка.
Дистрибьютер будет иметь доступ к логистике и хранению товаров и оказывать помощь российским компаниям в поиске партнеров за рубежом, доставке грузов и таможенной очистки.
Дистрибьютером может стать и частная компания, но, в любом случае, не должна создаваться конкуренция действующим экспортерам.
Организаторы конкурса предполагают, что национальный дистрибьютер будет помогать объединять товары от разных производителей и формировать более крупные партии товара, что позволит оптимизировать логистику, в том числе, снижая ее стоимость.
Для небольших компаний вопрос продвижения и дистрибуции очень важен, так как свою службу экспортных компаний они создать не могут и поэтому выходят на посредников.
Надо отметить, что большая часть услуг национального дистрибьютера будет платными, при этом частично затраты сможет компенсировать государство.
Часть функций национального дистрибьютера может быть отдана на аутосорсинг.
Разрабатываемая концепция не будет пересекаться с уже существующим Российским экспортным центром (РЭЦ) и теми мерами поддержки, которые он оказывает.
РЭЦ, в том числе, оказывает экспортерам финансовые меры поддержки: выдает кредиты, предоставляет банковские гарантии, оказывает страховые услуги.
Помимо этого, центр взаимодействует с профильными органами власти, предлагает меры по улучшению экспортной деятельности.
Объем экспорта продукции агропромышленного комплекса постоянно растет.
В 2021 году на внешние рынки Россия поставила сельхозсырья и продовольствия на $37.1 млрд.
В текущем году эта цифра может увеличиться до $40 млрд, а к 2030 году объем экспорта АПК может вырасти до $47 млрд.