2021 год запомнился, в том числе, гигантскими по масштабам коллапсами в российских портах: часто задержки грузов измерялись месяцами.
Теперь такого происходить больше не должно.
Минтранс в настоящее время плотно занимается данной проблемой. В прошлом году больше всего сложностей возникало в дальневосточных портах, например, во Владивостокском.
Сейчас всё это уже осталось позади. Как отметил замминистра транспорта РФ Александр Пошивай, кризис ноября прошлого года уже не должен повториться.
Данный кризис был вызван, в первую очередь, тем, что экономика стала восстанавливаться после пандемии, спрос резко вырос, судов и контейнеров стало не хватать. Произошёл очень резкий рост цен на фрахт.
В итоге пришлось столкнуться с тем, что имеющиеся суда нередко расставляли свои приоритеты по принципу «где больше платят». А цены на международных линиях были до 2.5 раз выше, чем на внутренних (каботажных).
Это вызвало большие проблемы: наиболее важные грузы часто не доставлялись по много недель.
По словам замминистра, больше такого быть не должно. На сегодня уже принят целый ряд мер для недопущения подобной ситуации:
Социально значимые грузы доставляются в первую очередь. Например, в ДФО многие населённые пункты вообще не имеют снабжения, кроме как по морю.
Далее идут грузы для национальных и инвестиционных проектов.
И лишь в третью очередь удовлетворяются все остальные запросы.
Кроме того, в декабре началась работа, связанная с тем, чтобы каждый субъект ежемесячно предоставлял информацию: сколько тонн грузов он планирует получить с морских причалов.
Эта информация будет согласовываться с судоходными компаниями и причалами, чтобы учитывать их возможности.
Всё это должно благотворно повлиять на ситуацию. Как уверен Александр Пошивай, ничего похожего на то, что было в прошлом году, в наступившем мы уже не увидим.
Когда будет создана единая транспортная система?
Кроме всего прочего, Минтранс думает о создании автоматизированной системы мониторинга движения грузов через российские порты, и шире – по всей территории страны.
Однако это очень масштабный проект. Пока что речь идёт только о том, чтобы протестировать его в ДФО. Если всё пройдёт удачно, то подобный опыт можно распространить на другие порты, в первую очередь – Северо-Западного региона, Азовский, Черноморский и Каспийский.
В перспективе есть планы создать единую систему для всех грузопотоков страны, используя сетку разных видов транспорта.
Например, те, для кого главное – скорость, могут использовать авиатранспорт, на втором месте ж/д и автомобильный транспорт, на третьем морской и речной.
Ну а пока такой системы нет, остаётся надеяться, что Минтранс сможет отрегулировать транспортные потоки таким образом, чтобы получателям не приходилось их подолгу ждать.