На днях Госдума приняла в первом чтении законопроект, запрещающий перевалку некоторых грузов на рейдах (в море). Однако каких именно грузов – пока ещё не решили.
Очевидно, что в таком виде закон пока не начнёт работать, и его ждёт второе чтение.
Пока среди категорий запрещённых грузов обсуждается уголь, зерно и рыба.
Но беспокойство такие обсуждения уже вызывают как у грузоперевозчиков, так и у аграриев. Ведь именно по воде перевозится значительная часть зерна.
Более того, встревожены таможенники и налоговики. Они не уверены, смогут ли контролировать рейдовые перевалки.
Почему перевалки в море хотят запретить?
Причин минимум две:
Потенциальный ущерб экологии, если груз просыплется или прольётся в море. Правда, к пшенице это относится в меньшей степени.
Сложность контроля за тем, что именно переваливается.
Это целый ворох проблем: качество и безопасность груза (та же пшеница может быть заражённой), контрабанда, уход от налогов.
И, конечно, упущенная выгода: морские порты не получают денег.
Многие скептики не скрывают своего отношения к новому закону: ещё один способ выкачать деньги из карманов перевозчиков, и ничего более.
Ведь альтернатива будет простая: плати либо порту, либо «рейдовый сбор». Теоретически он пойдёт на устранение ЧП, если оно произойдёт.
Но в итоге, предупреждают эксперты, закон лишь приведёт к нескольким негативным последствиям.
Какие проблемы может создать принятие закона?
Сложности для проверяющих служб. Кто должен контролировать рейдовые перевалки? Таможенники, налоговики? Но одно дело – разместиться в порту, другое – ходить в открытое море. Это накладно, и есть опасения, что затраты на взимание сборов будут меньше выручки. Тогда закон лучше и не принимать.
Монополизация рынка. Бенефициарами станут порты, и они смогут взвинчивать цены. Деваться перевозчикам будет некуда.
Отказ от морских перевозок. Альтернатива – РЖД и автотранспорт.
Последние 2 пункта неразрывно связаны с ростом цены на перевозимые товары.
Сейчас транспортировка тонны пшеницы из Самары в Новороссийск стоит 30 долларов по воде, 44 – по железной дороге, до 100 – фурами.
Массовый отказ от транспортировки зерна по воде точно не снизит цены на хлеб в магазинах.
Главной составляющей закона, как ни крути, должен стать список грузов, которые запрещено переваливать на рейдах, а также районов, в которых можно осуществлять рейдовую перевалку. Кроме того, большой интригой является размер сборов за рейдовую перевалку.
Скептики уверены: сейчас, пока закон принимается, заинтересованные бизнесмены ещё могут заплатить нужным людям, чтобы их грузы не включили в список запрещённых.
В целом же данный закон пытаются принять уже несколько лет, и срок в очередной раз отодвинут.