Из портов Дальнего Востока идёт новый транспортный кризис

Склады дальневосточных портов переполнены, суда встают в длинные очереди, ждать груза приходится по 40 дней.

В настоящее время большинство портов не справляются со слишком высокой нагрузкой.

Бизнесмены жалуются: раньше достаточно было заказать груз и ждать, даже не задаваясь вопросом, где и как его переваливают с судов в вагоны или фуры.

Теперь всё сложнее: предприниматель может знать, что его ящики лежат, к примеру, в порту «Восточный». Но кому бы заплатить, чтобы получить эти ящики на своё предприятие?

Многие компании уже начинают учитывать сложившуюся ситуацию.

Например, французская СМА-GGM официально объявила, что не принимает заявки на перевозки в порт «Восточный», а её суда даже не будут туда заходить в ближайшее время.

Всё это связано с тем, что в данном порту, как и во многих соседних, значительно снизилась скорость обработки грузопотока. Но и у этого явления тоже есть свои причины.

Почему порт не справляется с потоком грузов?

 

Одна из озвучиваемых причин – установка новой терминальной системы TOS, которая была запущена в середине сентября.

Но это, однако, далеко не главная проблема. Система активно «обкатывается», и её недостатки устраняются.

Однако есть целый ряд проблем, которые устранить куда сложнее:

Высокие нагрузки из-за отложенного спроса по причине пандемии.

Нехватка кадров (во многих портах действуют ограничения в связи с коронавирусом). Особенно это характерно для азиатских портов.

Дефицит контейнеров, многие из которых до сих пор не вернулись в азиатские страны из Европы и США, куда были отправлены в прошлом году.

Пробки на БАМ и Транссибирской магистрали усложняют вывоз контейнеров автотранспортом.

Топливный кризис и инфляция основных валют повышают цены на фрахт.

В данной ситуации частичным решением мог бы стать вывоз скопившихся грузов с помощью РЖД.

Не так давно активно обсуждался вопрос о допустимости использования полувагонов (вместо специализированных платформ) для транспортировки контейнеров. В сложившейся ситуации это может стать не просто альтернативой, но чуть ли не единственным спасением.

Впрочем, на сегодняшний день многие грузы даже не доходят до РЖД.

Ведь чтобы вагон поехал, его сначала надо загрузить. В то время как грузы находятся на судах или на портовых складах, и для проведения погрузо-разгрузочных работ просто не хватает мощностей.

В то же время, отмечают в портах, там в основном справляются с обработкой тех грузов, которые были законтрактованы ранее. Что же касается внеочередных партий, то да – с этим могут возникнуть проблемы.

Пока никто не может предложить полноценного решения данной проблемы.

Одним из выходов могло бы стать масштабное переоборудование и расширение портов, но это дело далеко не одного дня. В то время как грузы копятся с каждой минутой.

И вполне возможно, что именно из портов придёт новый кризис.

Тем бизнесменам, которые несколько недель не могут дождаться критически важного сырья или оборудования, уже сегодня совсем не смешно.