Доходы от российского экспорта растут при снижении его объёмов

Согласно данным центра «Агроэкспорт», стоимость проданной за рубеж продукции АПК в течение 2021 года составила 19.2 млрд долларов.

Это на 18% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

При этом средняя цена тонны агропродукции выросла на 28% и составила 500$.

В наибольшей степени повысилась прибыльность экспорта продукции масложировой отрасли.

Суммарно она принесла доход 4.3 млрд долларов (+43% к прошлому году). В первую очередь, речь идёт о подсолнечном масле, которого было продано на 2.6 млрд долларов (в прошлом году – на 1.8 млрд).

На втором месте – мясо и молоко (+26%).

В этом году доход от продажи мясной и молочной продукции составил 878 млн долларов. Больше всего возрос доход от продажи говядины: в 2021 году она принесла 117 млн долларов, а это втрое больше, чем год назад.

Третье место – зерно.

Его было продано на 5.6 млрд долларов (+15% к прошлому году). Львиную долю зернового экспорта составляет пшеница (4.1 млрд долларов), а также ячмень, кукуруза, рис.

Основным импортёром российской продукции аграрного сектора по-прежнему является Турция (2.4 млрд долларов). За этот год она заплатила за российские продукты на 29% больше, чем в прошлом.

Второе место занимает ЕС (2.3 млрд долларов) и Китай (2.2 млрд долларов).

Экспорт в натуральном выражении стал меньше!

 

При этом такие позитивные показатели достигаются исключительно благодаря высоким ценам.

«Рост экспорта произошел только в стоимостном выражении. В натуральном — он уменьшился на 8,5%. Настоящими драйверами роста стали мировые цены: по масложировой продукции — плюс 60%, по зерновым — 23%», — отметил старший менеджер группы по оказанию услуг предприятиям АПК компании EY Максим Никиточкин. Если говорить про рост экспорта в натуральном выражении, то его смогли продемонстрировать только мясной и молочный сегменты.

Например физический экспорт подсолнечного масла в этом году упал на 5%, а соевого – на 8%.

В то же время, растительные масла подорожали в среднем на 33%, шроты – на 28%, маргарины – на 17%.

Всё это позволяет продавать за рубеж подобную продукцию, извлекая значительную выгоду даже при снижении объёмов производства.

По мнению экспертов, сегодня ничто не мешает наращивать производство и экспорт масложировой продукции, а также мяса, зернобобовых, молока, кондитерских изделий.

Помешать развитию российского агроэкспорта могут, в первую очередь, высокие вывозные пошлины, а также подорожание сырья. Например, для производителей кондитерских изделий ощутимым ударом стал рост цен на сахар: в 1.6 раза за 1 год.