Фрахт в Азовском море стремительно дорожает

На начало текущей недели фрахт на перевозку партии пшеницы объёмом в 3 тысячи тонн стоил 40 долларов. Это очень высокий показатель.

На фоне этого возникают ещё несколько проблем.

Первая – нехватка спотового тоннажа.

То есть, судов, которые готовы отправиться в рейс сегодня-завтра. Поскольку цены растут, фрахтователи стремятся заключать сделки на самые ближние сроки. Из-за этого спотовый тоннаж в дефиците.

Вторая – судовладельцы не горят желанием совершать сделки на далёкие даты, поскольку рассчитывают, что цены к тому времени ещё вырастут.

Также они не заинтересованы и в том, чтобы брать дальние рейсы, которые предполагают необходимость затратить много времени в пути.

Например, сегодня очень трудно договориться о том, чтобы зафрахтовать рейс в Испанию. Даже если фрахтователь готов платить выше сегодняшней цены, судовладелец может решить, что за время совершения этого длинного рейса он успеет сделать сразу несколько коротких и заработает в итоге больше.

Всё это приводит к дополнительному дефициту, перегреву рынка и росту цен.

На сегодня наиболее популярные направления – это порты Мраморного моря, а также турецкие порты Чёрного моря.

Есть ли основания для снижения цен?

 

На данный момент их не предвидится. В ближайшее время должна начаться транспортировка урожая зерна, собранного в большинстве стран-производителей (Россия, Украина, Болгария, Румыния).

Это дополнительный фактор дальнейшего роста цены.

Большие сложности имеются с участниками тендера ТМО (Турецкий Государственный совет по зерну).

Те компании, которые участвуют в таком тендере, очень заинтересованы выиграть, а потому идут на снижение своих цен. Однако те цены, которые они предложили на тендере, учитывали прежние, а не новые реалии рынка грузоперевозок.

В итоге участники тендера оказались в сложном положении, поскольку придётся исполнять контракт по прежним ценам, неся большие затраты на транспортировку – или отказываться от контракта, платя неустойки и теряя репутацию.

Последние два тендера ТМО вообще отменены, и мало кто сомневается в том, что это произошло именно по причине роста цен на фрахт.

По мнению целого ряда экспертов, цены пойдут вниз, скорее всего, лишь тогда, когда основные объёмы зерна нового урожая будут перевезены.

А пиковый этап перевозок в этом сезоне может пройти на фоне рекордно высоких цен на фрахт.