Российский АПК опасается убытков из-за ограничений со стороны государства

Несмотря на обещания президента РФ «не ущемлять бизнес дальнейшими ограничениями», аграрии переживают, что «закручивание гаек» продолжится.

Главное, что вызвало недовольство представителей АПК в 2020 году – это не пандемия коронавируса и не локдаун (от них аграрии почти не пострадали), а решение правительства ввести квоты и пошлины на экспорт продукции.

В настоящее время пошлина на экспорт пшеницы составляет 50 евро за тонну, на кукурузу – 25 евро, на ячмень – 10 евро.

Аграрии опасаются, что всё это может сделать нерентабельным само выращивание зерновых и других культур. Ведь цены на удобрения и технику отнюдь не снизились. Такие опасения высказал на совещании у президента председатель совета директоров ГК «Русагро» Вадим Мошкович.

Ещё больше страхов внушает то, что с июня будет введена «плавающая пошлина», которой будут регулироваться цены на экспорт множества видов продукции АПК.

Развитие агробизнеса – не в ущерб стране

 

Президент России Владимир Путин на это ответил, что у государства нет цели и желания «прижать» аграриев какими-то запретами.

Тот факт, что агробизнес получает большую прибыль, только радует государство, ведь это новые рабочие места, больше денег в бюджет, конкурентоспособность на мировом рынке.

Но, подчеркнул президент, не будем забывать, что аграриям удалось добиться впечатляющих сегодняшних результатов (например, рост экспорта на 20% за 2020 год) не без помощи государства и не без денег налогоплательщиков.

Поэтому у них нет и права рассчитывать на то, что они смогут беспрепятственно получать сверхприбыль от продажи всей продукции за рубеж, не снабжая при этом россиян доступными по цене продуктами.

Всё, что остаётся в данной ситуации – просто искать баланс интересов.

Когда же удастся достичь баланса?

 

На данный момент с этим проблемы. Рынок АПК в России лихорадит, потому что правила слишком часто меняются.

С одной стороны, правительство поставило амбициозный план: удвоить объём сельхозэкспорта к 2024 году (до 45 млрд долларов). С другой стороны, ограничения максимальной цены, к примеру, на сахар и подсолнечное масло отбивают у производителей желание продавать его по установленной цене в магазины.

В итоге возникает мощный дисбаланс между ценами на внутреннем и внешнем рынке.
 

 

Производители, конечно, рады были бы отправить всё на экспорт, или же подогнать внутренние цены под высокие экспортные. Но как раз это вряд ли получится, ведь главная цель работы российского АПК – накормить население страны.

Многие аграрии относятся к вводимым мерам регулирования исключительно негативно и проводят параллели с продразвёрсткой. Директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов считает, например, что в текущем сезоне аграрии могут недополучить 200 млрд рублей, а в следующем – ещё 400 млрд.

Но, по словам президента РФ Владимира Путина, все «убытки» от недопродажи продукции на экспорт по высоким ценам – это не убытки, а недополученная сверхприбыль. И государство в любом случае продолжит поддерживать аграриев – однако им придётся работать в интересах граждан собственной страны.