Морские порты России переходят на электронный документооборот

Евразийский экономический союз принял решение полностью отказаться от бумажного документооборота в морских портах и перейти на электронный.

В ЕАЭС входят 5 государств:

— Российская Федерация

— Республика Беларусь

— Республика Казахстан

— Республика Армения

— Киргизская Республика.

5 февраля Евразийский межправительственный совет, в который входят представители всех перечисленных стран, принял решение полностью перевести документооборот во всех портах на «электронные рельсы».

Первый этап внедрения ЭДО должен закончиться за 2021-2022 годы. Планируется, что уже за этот отрезок времени использование бумажных документов в морских портах стран-участниц ЕАЭС полностью уйдёт в прошлое.

Результатом такой реформы может стать экономия не только бумаги, но и времени. А оно, как известно – деньги, особенно с учётом того, что через морские порты на экспорт из стран ЕАЭС идёт львиная доля угля, нефти, зерна и других товаров. Нововведение должно будет ускорить прохождение через пропускные пункты каждой отдельной партии груза, решить вопросы с волокитой и очередями.

В настоящее время в странах ЕАЭС суммарно около 375 портов, из них 60 морских. Так что результат перехода на ЭДО должен быть заметен даже в глобальном масштабе.

 


 

Как будет работать новая пропускная система в портах?

 

Электронная система начала там работать не вчера, а уже несколько лет назад. В частности, через российский портал «Морской порт» за период с января по август 2020 года прошло более 100 тысяч судовых дел, а это вдвое больше, чем год назад.

Всего на портале зарегистрировано более 13 тысяч участников. Он работает по принципу «единого окна», когда весь обмен информацией между участниками грузооборота и контролирующими органами осуществляется в одной и той же системе.

Это даёт много преимуществ: в частности, одну и ту же информацию не нужно много раз вводить и дублировать. Кроме того, появляется возможность отслеживать каждый груз через электронную систему – а это очень удобная и экономичная альтернатива тому, чтобы искать его на судне или в порту, устраивать «обыски», проверки и ревизии, которые сильно задерживают процесс.

Предполагается, что тотальный переход морских портов на ЭДО поможет ускорить перевозку как грузов, так и пассажиров, и багажа. Причём позитивные плоды новых технологий можно будет увидеть уже в ближайшее время.