Как деньгам найти подходы к портам?

По итогам 2020 года автотранспортом в морские порты России для дальнейшей отправки на экспорт было доставлено 80.1 млн тонн грузов – на 10.7% больше, чем в 2019.

И это всего лишь 11.1% общего объема.

В основном грузы в порты прибывали железнодорожным транспортом – 359.3 млн тонн. (для сравнения, в 2019 этот показатель составлял 346.9 млн тонн).

Таким образом, 49.7% всех грузов перевозились в порты по железной дороге.

А вот грузы, которые прибывали в порты, развозились практически в равном соотношении автомобильным и морским транспортом.

Так, доля автомобильных перевозок составила 38.6%: 29.1 млн тонн (в 2019 – 31.1 млн тонн).

Морским транспортом отправлено 38% — 28.7 млн тонн.

На третьем месте по объёмам вывезенных грузов – железнодорожный транспорт: его доля 16.8% или 12.7 млн тонн.

Значительный рост РЖД показала по объемам контейнерных перевозок: + 53% к 2019 году – 250.7 тысяч TEU.

При этом 80% объема пришлось на контейнерный транзит: 205.1 тыс. ДФЭ.

Немаловажную роль в росте показателей сыграл возросший на 55% транзит контейнеров из Китая в страны Европы. По сравнению с 2019 годом он вырос на 55% и составил 133.8 тыс. TEU.

Транзит из Европы в Китай тоже вырос на 50% : + 71.3 тыс. TEU.

В основном по железной дороге перевозят сухое молоко, молочную продукцию, замороженное мясо, рыбу и морепродукты.

Как правило, используются два основных маршрута: через погранпереход в Бресте (Белоруссия) и погранпереход «Достык» в Казахстане.

Если смотреть на тенденции рынка транспортно-логистических услуг, то рост контейнерных перевозок в 2021 году сохранится.

Между тем в 2020 году РЖД протестировала ускоренную погрузку и выгрузку контрейлеров.

Для такой перегрузки использовалась съемная погрузочная корзина. Она позволяет перевозить автомобильные полуприцепы на вагонах-платформах. При этом погрузка и выгрузка осуществляется при помощи ричстакеров, аналогично контейнерам.

Перевозка контрейлерами может существенно разгрузить автомобильные дороги и минимизировать ограничения на границах.

Но если с контейнерами и контрейлерами виден путь развития, то с развитием сети железных дорог, по всей видимости, придется немного подождать: в декабре 2020 года Правительство РФ внесло коррективы в инвестпрограмму РЖД на 2021-2023 год.

Согласно новой версии документа, 43 млрд рублей снимается с проекта развития подходов к портам Азово-Черноморского бассейна с последующим восстановлением всех мероприятий к 2024-2025 годам.

Еще 47 млрд рублей снимаются с подходов к портам Северо-Запада.

Взамен 128 млрд рублей предполагают потратить на закупку локомотивов и электропоездов «Ласточка».

Окончательное решение еще не принято, как не озвучены пути возмещения дефицита инвестпрограммы.