За последние три месяца сроки доставки значительно увеличились, а стоимость фрахта подорожала в несколько раз.
Всё сложилось: и ежегодный сезонный рост спроса и последствия пандемии, которые мы будем наблюдать еще очень долго.
Во время весенних мировых локдаунов спрос на фрахт значительно упал, поэтому суда, которые шли из Китая на Запад, возвращались обратно с задержкой.
Отправлять обратно без груза невыгодно, а текущих контрактов заключалось значительно меньше.
Кроме того, в связи со сложной эпидемиологической обстановкой, в портах были введены строгие ограничения, что тормозило своевременную разгрузку контейнеров.
Что в итоге?
Огромное количество контейнеров скопилось у грузополучателей.
В принципе, из этой ситуации постепенно можно было выйти, но, по всей видимости, транспортные компании не были готовы к тому, что с августа месяца мировая торговля начнет восстанавливаться столь стремительными темпами.
Соответственно, цены на рынке импорта выросли в несколько раз.
Китай, например, в декабре месяце увеличил экспорт в США на 29% к прошлому году. Конечно, такого роста вряд ли кто-то ожидал.
Результат достаточно прогнозируемый: появился дефицит контейнеров, цены увеличились. Сейчас, чтобы перевезти груз предпринимателям, имеющим средний бизнес, надо заплатить за ставку фрахта в 4 раза больше, чем до первой волны пандемии.
Есть примеры роста стоимости и в десять раз.
За фрахт из Шанхая во Владивосток еще полгода назад заплатили бы $600-700, а сейчас, если нужно что-то перевезти без очереди, ставка будет и по $7000 за ящик. В противном случае ваш груз ждет ожидание в 45-60 дней.
И даже такие цены не гарантируют его прибытия в назначенное время.
Но у бизнесменов сейчас основная задача – получить груз вовремя. И потеря денег – это уже другой вопрос.
Это вопрос стоимости импортных товаров, которые попадут на прилавки магазинов.
Конечно, есть основания говорить, что через некоторое время ситуация стабилизируется, и после китайского Нового года игроки рынка ожидают возвращения цен на прежние уровни.
На российском экспортном рынке стоимость фрахта тоже выросла, но не так глобально: больше сказывается сезонность и рост цен на другие составляющие морских перевозок.
Пока надо признать тот факт, что для морских перевозчиков сейчас удачное время поправить свое финансовое положение и компенсировать потерю прибыли прошлых сезонов.
А многолетние примеры розничного ценообразования доказывают, что повышение цен из-за какой-то составляющей цепочки поставок редко отыгрывается в обратную сторону после того, как эта составляющая снижается в цене.
Поэтому стоимость импортных товаров для потребителей, скорее всего, будет расти.