Господдержка только застрахованным

В ближайшие дни в Правительство будет внесен законопроект о двухуровневой системе страхования.

Подготовленный документ предусматривает оказание погектарной поддержки только тем аграриям, которые застраховали свои сельхозугодия.

Казалось бы, посыл предложения достаточно понятен, и должен простимулировать хозяйства страховать посевы.

Двухуровневая система поддержки будет выражаться в субсидировании государством страхования урожая, как было и ранее, но, кроме этого, предусматривает прямую компенсацию аграриям при чрезвычайной ситуации природного характера через механизмы страхования.

На сегодняшний момент ситуация с агрострахованием в стране весьма печальна: если в целом по стране в этом году ущерб, причиненный сельхозпредприятиям непогодой, оценивается примерно в 8 млрд рублей, то застрахованная часть этого объёма составила только 555 млн рублей.

В результате получается, что, в отсутствии страховок, все выплаты при ЧС из резервных фондов ложатся на госбюджет, как, к примеру, это было в 2019 году после наводнения на Дальнем Востоке.

При этом инвестиции государства в развитие АПК в виде прямых дотаций громадны, и должны быть защищены от природных рисков.

А у нас каждый год в том или ином регионе происходят катаклизмы.

С другой стороны, какой сельхозпроизводитель откажется застраховать свои посевы и урожай от непогоды, понимая вероятность наступления такого случая?

Но для этого, во — первых, стоимость страхования должна быть на приемлемом уровне, а во-вторых, условия возмещения по страховому случаю должны быть прозрачны и понятны.

А на сегодняшний момент, ни тот, ни другой пункт не выдерживают критики.

Поэтому страхование становится, зачастую, лишь дополнительной тратой сельхозпроизводителя, потому что получение по нему возмещения – та еще лотерея.

И именно поэтому часть руководителей сельхозпредприятий, высказывая свое мнение по поводу нового законопроекта, отмечали, что, если погектарная поддержка будет возможна только при наличии страховки, они от нее могут отказаться.

0910

По официальной статистике, в 2019 году было отмечен рост договоров агрострахования в три раза, но, в цифрах, это всего лишь 6% от всей площади посевов в стране, а это крайне мало.

Под урожай 2020 года количество застрахованных угодий увеличилось до 7%. К концу 2020 года агростраховщики планируют выйти на уровень 7.7% (около 6 млн гектар).

Надо сказать, что привязывание страхования к получению льготных субсидий – это общемировая практика.

В большей части стран отсутствие страховки не позволяет сельхозпроизводителям не только не претендовать на субсидии, но и лишает их возможности получения льготных кредитов.

Само по себе привязывание погектарной поддержки к наличию страховки правильно и понятно.

Но сначала необходимо разобраться, почему существующий механизм не вызывает интереса у сельхозпроизводителей, и сделать так, чтобы применение этого инструмента стало для них экономически обоснованным.

А для этого должны тщательно быть пересмотрены и изменены правила выплат по страховым случаям.

Иначе этот навязанный механизм станет просто дополнительным оброком для аграриев.

Министерство сельского хозяйства планирует, что новый законопроект вступит в силу с 2023 года, и к этому моменту изменение условий агрострахования позволит довести цифру застрахованных земель до 25-30%.