Зерно – это стратегически важный груз, поэтому условиям его перевозки уделяют особое значение.
Очень часто для транспортировки зерна используют железнодорожный транспорт.
Причин несколько: относительно низкая стоимость позволяет трейдерам экономить на логистике, перевозить большие объёмы грузов за достаточно короткое время, а специализированные зерновозы способствуют его быстрой погрузке и разгрузке.
Немаловажно, что в России широко разветвленная железнодорожная сеть, которая позволяет доставить груз практически в любую точку.
В августе достигнут абсолютный рекорд погрузок зерна на сети железных дорог ОАО РЖД: 2.79 миллиона тонн.
Тем самым был обновлен максимум 2018 года в 2.65 миллиона тонн. Прирост к максимуму составил 5%.
Также побит рекорд экспортных отгрузок: 1.962 миллиона тонн.
Опять обойден некогда рекордный 2018 год: 1.692 миллиона тонн. Прирост составил 9%.
В общей сложности с начала года погружено 15.2 миллиона тонн зерна. Невзирая на пандемию, объём вырос на 20.6% к аналогичному периоду прошлого года.
Вот данные по областям в порядке убывания прироста:
Курская область – 1.75 миллионов тонн (рост в 1.9 раза)
Саратовская область – 1.15 миллионов тонн (рост в 1.7 раза)
Волгоградская область – 951.4 тысячи тонн (рост в 1.5 раза)
Липецкая область – 825.6 тысяч тонн (рост в 1.4 раза)
Тамбовская область – 736.3 тысячи тонн (рост в 1.4 раза)
Красноярский край – 683.6 тысяч тонн (+ 19.3%)
Краснодарский край – 797.7 тысяч тонн (+ 3.2%)
А вот Ставропольский край снизил объёмы на 4.8% до 1.1 миллиона тонн.
С января по сентябрь этого года экспортировано 8.7 миллионов тонн с приростом 33.4%.
Крупнейшие импортеры, получившие грузы по железной дороге – Египет, Турция, Азербайджан, Казахстан, Израиль, Белоруссия, Монголия и Китай.
В сентябре РЖД ждет еще более высоких показателей от зерновиков. Вопрос только, хватит ли зерновозов, чтобы перевезти рекордный урожай.
Мало того, что крупные игроки рынка, такие как ВТБ и Fesco то их продают, то покупают, так еще и по разнарядке сверху по итогам 2019 — 2020 годов по программе обновления парка должны списать 10600 зерновозов, а покупать вагоны в кризис далеко не каждый решится.
В этих условиях явно видна тенденция к консолидации рынка – когда перевозчик и грузоотправитель являются звеньями одной и той же структуры.
Очевидный пример – приобретение ВТБ компании «Русагротранс».
С одной стороны — банк (владельцем зерновых активов которого является подконтрольное предприятие «Деметра – Холдинг»), имеющий 50% «минус» 1 акцию «Объединённой зерновой компании» и контролирующий Новороссийский комбинат хлебопродуктов.
С другой стороны — крупнейший железнодорожный оператор по перевозке зерна, в хозяйстве которого сосредоточено практически 70% специализированного транспорта.
Кто может себе позволить, тот пытается следовать тренду. Ну, а остальным остается уповать на общее улучшение экономической конъюнктуры.