Российские селекционеры обеспокоены условиями передачи компанией Bayer гермоплазмы пшеницы.
Из истории вопроса:
Осенью 2016 года концерн Bayer подписал договоренность о покупке американского производителя гербицидов и семян Monsanto за $66 миллиардов.
Эта сделка была одобрена российским ФАС с требованием провести в РФ трансфер технологий в сфере селекции семян и цифрового земледелия.
А два года назад был открыт центр технологического трансфера по передаче этих технологий российским сельхозпроизводителям.
Центр был открыт антимонопольной службой, Высшей школой экономики (ВШЭ) и, собственно, концерном Bayer.
В 2019 году были выбраны первые семь российских компаний, которые должны получить гермоплазму.
Гермоплазма – это набор генов, которые через репродуктивные клетки передаются потомкам посредством размножения.
Что стало причиной беспокойства российских селекционеров?
По условиям договора, гермоплазма в Россию будет отправлена бесплатно, компании – получателю нужно только подписать лицензионное соглашение об уплате роялти.
До вывода нового сорта или гибрида на рынок никакие платежи производится не будут.
Но есть одно «но»: российские селекционеры должны открыть все технологии создания гибридов для Bayer.
Этот момент и стал точкой преткновения: ученые Российской Академии Наук обеспокоились, что передача таких данных ставит под угрозу продовольственную независимость и безопасность страны в целом.
В концерне Bayer подтвердили, что, по условиям соглашения, получатели гермоплазмы после создания нового сорта или гибрида должны предоставить все селекционные записи.
Но эти записи будут касаться именно выведенных новых сортов при помощи предоставленного генного материала, что ни в коей мере не ведет к открытию всех селекционных данных.
Сотрудничество с Bayer необходимо российскому сельскому хозяйству: если активно не внедрять новые технологии, то свое с трудом приобретенное лидерство по пшенице страна может потерять.
Второй важный момент заключается в том, что российских получателей генного материала от концерна Bayer освободят от уплаты роялти по всем выведенным на его основе сортам или гибридам.
Предприятия России смогут применять гермоплазму при создании новых сортов пшеницы и сои.
Также генный материал будет передан на безвозмездной основе, если его будут использовать в процессе создания родительских линий по кукурузе и рапсу.
ФАС отдельно подчеркнула, что удельный вес гермоплазмы в новом сорте или гибриде не будет иметь значения.
Пока России не хватает качественной пшеницы – большая часть хлеба и макарон производится из низкокачественного сырья.
Например, в урожае 2019 года доля пшеницы с клейковиной ниже 25% (а это важнейший показатель качества сырья) значительно превышала долю зерна 1 и 2 класса.