Не одним коронавирусом…

На фоне продолжающейся уборочной страды по планам аграриев видно, что уверенности в завтрашнем дне нет.

Руководители предприятий в опросе, проведенном при составлении «Индекса развития сельхозпроизводителей России», высказали уверенность, что цена менее 70 рублей за доллар приведет к потерям прибыли.

Опасений добавляет нестабильный курс российской валюты в период уборочной компании.

Хотя более половины опрошенных высказали надежду, что, если и не в этом сезоне, то в следующем точно, надеются на рост доходов.

Не будем сбрасывать со счетов пандемию, которая, как отмечают 58% респондентов, оказала негативное влияние на бизнес.

Но большие опасения вызывает курс доллара и рост цен на расходные материалы, которые весной подорожали на 20%.

Недоумение вызывает у сельхозпроизводителей ценообразование на общем рынке в принципе: и два года назад курс доллара был в районе 68 рублей, но стоимость агрохимии была на 40% меньше.

Продолжает работать старая схема: нефть дешевеет, бензин дорожает.

Но пока доля оптимизма на рынке присутствует: 68% аграриев уверены в приросте урожая (это «плюс» 10% к прошлому году). Такой прогноз должен быть реализован за счет средств защиты растений и качественных семян.

Меняется и структура посевочных площадей, но это не дань коронавирусу, а элементарные потребности рынка: увеличены посевочные площади пшеницы и ячменя, так как эти культуры остаются одними из самых высокодоходных и стабильных.

Некоторый спад посевов в прошлые годы кукурузы и сои, вызванный нехваткой перерабатывающих мощностей, заканчивается: построены новые хранилища, элеваторы, сушильные установки и заводы по переработке.

Активно аграрии вкладываются и в логистику: так, например, курский холдинг запустил свой терминал, чтобы получить возможность отгружать столько вагонов, сколько , когда и куда необходимо.

koron

Здесь, конечно, всех сельхозпроизводителей волнует неизвестность, связанная с планами правительства по регулирования экспорта продукции.

И если весной введенная квота была оправдана, потому что тогда запасов пшеницы на внутреннем рынке стало катастрофически мало, но введение постоянного квотирования во втором полугодии каждого года – это значит тормозить вложения в агробизнес.

Аграрии хотят четкого понимания по необходимым стратегическим запасам на внутреннем рынке и возможности продажи излишков.

И хотя бизнес продолжает делать вложения в основной капитал – менять технику, строить склады, но доля таких компаний по сравнению с прошлым годом уменьшилась на 20 %.

Основные вложения идут в агрохимию, семена, удобрения, потому что большинство сельхозпроизводителей ставят перед собой сиюминутные задачи, а не стратегические, решения по инвестициям принимаются по результатам сезона (когда, например, требуется пересев).

И здесь проблема уже не в коронавирусе, хотя последствия его будут ощущаться еще долгое время, а в колебаниях на валютном рынке и сюрпризах, которые преподносит погода.

Если доллар во время уборочной страды будет стоить менее 70 рублей, то производители «просядут» и по рублевой выручке и по прибыли.

При этом объём экспорта тоже может оказываться под вопросом, потому что Юг России, по мнению аграриев, не будет торговать по таким ценам.

«Задешево» будут продавать только те хозяйства, которым надо расплачиваться по кредитам.

Конечно, многое будет зависеть от объёма убранного урожая: пока убрано чуть менее 2% из 47 млн га. И хотя картина разнится по регионам, падения урожайности не предвидится.