Давайте по справедливости

История с неполным таможенным декларированием получила своё продолжение.

Внесённые Минсельхозом предложения по наделению Правительство полномочиями по определению продукции, не подлежащей неполному таможенному оформлению, вызвали ответные предложения со стороны непосредственно экспортёров.

Напомним, что неполное таможенное декларирование позволяет экспортерам получить квоту на экспорт, не указывая получателя, страну направление и способы транспортировки.

Эту схему практиковали более 70 экспортёров.

Интересный факт: Правительством РФ такое декларирование при установлении квот не разрешено, а правоустанавливающими документами ЕАЭС допускается.

Видимо, этим расхождением и воспользовались часть экспортёров.

Вообще, введение квоты на вывоз зерна весной этого года показал результаты, наводящие на размышления: к 26 апреля квота была полностью выбрана. Причем задекларированы были объёмы, вдвое превышающие погрузочные мощности портов.

На 26 апреля было задекларировано 7 млн. тонн, а фитосанитарных сертификатов оформлено на ту же дату 3,8 млн. тонн. Это цифра как раз и есть фактически имеющийся товар.

При более детальном рассмотрении выяснилось, что максимальное количество продукции, которое было заявлено на таможню, экспортировалось одной из крупнейших компаний в этой области ТД «Риф».

Что интересно: с 1 по 24 апреля этой компанией было заявлено на отгрузку 480 000 тонн – около 14% всего экспорта за указанный период.

А после исчерпания квоты ТД экспортировал ещё 524 000 тонны (19,5 % от общего объёма), используя неполные таможенные декларации, при этом практически выполнив свои обязательства.

В дальнейшем компаниям пришлось отказываться от части долей в квотах в связи с тем, что они были выбраны под незакупленное зерно.

И тут как раз оказалось, что именно ТД «Риф» впоследствии наиболее активно отказывался от своих долей.

На цифрах это выглядит так: на сегодняшний момент участники ЕС отказались уже в общей сложности от более чем 500 000 тонн груза.

По мнению «Опоры России», крупнейшие участники рынка открывали НТД на партии, частично не обеспеченные товаром. По факту крупные трейдеры попросту манипулировали рынком.

Также появилась информация, что некоторые компании попросту торговали квотами.

custom1

Результатом всего этого стало не только недополучение порядка 5 миллионов долларов прибыли малым и средним бизнесом, а также и то, что многие понесли значительные убытки: контракты были подписаны, зафрахтованы суда, зерно находилось в портах. И это учитывая то, что разгрузка и погрузка судна обходится около 1,5 миллиона рублей, а его эксплуатация – 3,5 млн. рублей.

Чтобы избежать подобных ситуаций в будущем, «Опора России» выступила с предложением внести дополнения в обсуждаемое в правительстве постановление Минсельхоза, и ориентироваться не на НТД, а на фитосанитарный сертификат, который, собственно, подтверждает соответствие нормам качества страны назначения и имеющиеся объёмы.

С другой стороны, такое предложение имеет свои недостатки: при различных задержках в логистике, производители не смогут вовремя отправить товар, пока лимит ещё не исчерпан.
Не исключена ситуация, что узнавать о том, уложились ли они в квоту, экспортёры будут только на «границе».

В результате, либо будут заключать контракты на меньшее количество, либо брать квот побольше и рисковать.

И в том и в другом случае это будет снижать конкуренцию.

Другой вариант, который мог бы быть возможен – адресное квотирование, то есть квота выставляется не на полный объём, допущенный к экспорту, а конкретно для каждой компании, согласно ее доли в экспорте в первой половине сезона.

Появившаяся проблема, несомненно, требует экстренного решения, потому что ограничения на поставки могут быть продлены и после 1 июля – на глобальном рынке поддерживается высокий спрос, а запасы пшеницы на 1 июня составили 2,6 млн. тонн, а это на 12,6 % меньше, чем годом ранее, и на 20,5% ниже, чем средний показатель за последние 5 лет.